Экзопланета

Европейские исследователи нашли больше пятидесяти экзопланет, в том числе одну супер-Землю — планету, на которой может существовать жизнь.

Астрофизики, работающие с телескопом HARPS в Европейской Южной Обсерватории в Чили нашли 16 планет, похожих на нашу, однако все они больше Земли по своим размерам. В числе обнаруженных планет есть одна, орбита которой располагается в так называемой обитаемой зоне, что еще больше увеличивает шансы на существование здесь жизни, заявляют исследователи.

Возможно обитаемая супер-Земля HD 85512 b, по подсчётам специалистов, всего в 3,6 раза массивнее Земли, а ее звезда находится на расстоянии 35 световых лет от нас, что относительно немного по космическим меркам. По расчетам исследователей, планета располагается на самом краю обитаемой зоны — области в которой планета находится на оптимальном удалении от своей звезды, для того, чтобы там существовала вода в жидком состоянии.

«Это самый малый показатель массы для подтвержденных планет, зафиксированных методом радиальной скорости, и располагающихся в обитаемой зоне. Кроме того, эта вторая самая легкая планета, обнаруженная телескопом HARPS», — заявляет Лиза Кальтенеггер из Университета им Макса Планка в Германии.

Дальнейшее изучение HD 85512 b показало, что и остальные недавно открытые планеты также могут иметь на воду в жидком состоянии, к тому же, на некоторых из этих супер-земель вода может находиться в жидком состоянии прямо на их поверхности. «Я полагаю, что мы приближаемся к великому открытию. Это даже нельзя приравнивать к открытием новых континентов, мы открываем новые обитаемые миры, каждый из которых по-своему неповторим», — заявляет Лиза Кальтенеггер.

Всего специалисты исследовали при помощи HARPS 376 звезд, по своим свойствам сопоставимых с Солнцем. По подсчётам астрофизиков, примерно у 40% таких звезд есть как минимум одна планета легче Сатурна, который в свою очередь в 95 раз тяжелее Земли. К тому же большинство планет легче чем Нептун, соответственно их масса менее 17 земных, и вращаются они вокруг звёзд имеющих «в своём распоряжении» ещё несколько планет.

Сейчас точность HARPS даёт возможность увидеть планеты масса которых немногим больше массы Земли. Как подчёркивает ESO, в будущем участие в изучении будет принимать «близнец» аппарата, на телескопе на Канарских островах, который будет исследовать звезды северного полушария, а также новые инструменты ESPRESSO на телескопе VLT (Very Large Telescope) и CODEX на строящемся E-ELT (European Extremely Large Telescope).