Коричневый карлик

С момента своего обнаружения в 2014 году, коричневый карлик известный как WISE 0855 не переставал удивлять астрономов. Находясь всего в 7,2 световых годах от Земли, этот самый холодный из известных объект за пределами нашей Солнечной системы лишь слегка различим крупнейшими наземными телескопами в инфракрасном диапазоне.

Недавно команде под руководством астрономов из Калифорнийского университета в Санта-Крус при помощи телескопа Gemini North (Гавайи) удалось получить инфракрасный спектр атмосферы WISE 0855. В результате были получены убедительные доказательства существования на планете водяных облаков и водяного льда. Это первый случай обнаружения воды в атмосфере планеты, находящейся за пределами нашей Солнечной системы.

“Мы знаем, что эта планета довольно холодная и мы предполагали, что в её атмосфере вполне может существовать вода, теперь же у нас появились неопровержимые доказательства этого” сказал Эндрю Скимер (Andrew Skemer), доцент кафедры астрономии и астрофизики в Калифорнийском университете (Санта-Крус). Скимер является ведущим автором статьи, которая будет опубликована в Astrophysical Journal Letters.

Коричневый карлик – это по сути неудавшаяся звезда, он сформировался также, как и звёзды: в результате гравитационного коллапса газопылевого облака, однако не успел достаточную массу, чтобы запустить ядерные реакции синтеза, которые и заставляют звёзды светиться. С массой примерно в пять раз больше массы Юпитера, WISE 0855 можно считать обычным газовым гигантом. Его температура составляет около 250 градусов Кельвина, или минус 10 градусов по Фаренгейту, что делает его почти таким же холодным, как и Юпитер, температура которого составляет около 130 градусов Кельвина.

“WISE 0855 – это наша первая возможность изучить внесолнечный объект планетарной массы, который почти так же холоден, как и наши собственные газовые гиганты” отметил Скимер.

Найдена вода в другой звёздной системе. Посмотреть в облаке.

Предыдущие наблюдения этого коричневого карлика, опубликованные в 2014 году, выявили предварительные признаки водяных облаков, основанные на очень ограниченных фотометрических данных. Скимер отметил, что “получение спектра (в котором свет от объекта разделяется на составляющие) является единственным способом изучить молекулярный состав объекта.”

“WISE 0855 является слишком слабым объектом для применения метода спектроскопии на оптическом и ближнем ик диапазонах, однако наличие теплового излучения на длинах волн около 5 мкм дало нам возможность провести это сложное, но не невозможное исследование” добавил Скимер.

Наблюдение WISE 0855 продолжалось в общей сложности около 14 часов на протяжении 13 ночей. Сравнивая коричневый карлик с Юпитером, ученые обнаружили, что их спектры относительно схожи, однако в атмосфере Юпитера присутствует значительно большее количество фосфина, который взаимодействуя с горячей внутренней частью планеты вызывает появление турбулентных процессов в атмосфере газового гиганта. Отсутствие фосфина в спектре WISE 0855 означает, что он имеет менее турбулентную атмосферу.

“Спектр позволил нам исследовать динамические и химические свойства далекого экзомира” заключил Скимер.