На изображении показано огромное облако газа, наблюдаемое около далёкого квазара 4C 10.29. Фото: Arrigoni Battaia et al. / ESO.

Астрономы, используя возможности Очень Большого Телескопа (ESO, Чили), обнаружили огромное облако газа около далёкого квазара известного под названием 4C 10.29.

Квазары – это светящиеся центры активных галактик, которые непрерывно подпитываются материалом, падающим на центральную сверхмассивную чёрную дыру.

4C 10.29 (также известный как SDSS J102009.99+104002.7) и облако, окружающее его, имеют красное смещение больше 3, а это означает, что мы видим их такими, какими они были всего через 2 миллиарда лет после Большого Взрыва.

Облако газа, окружающее квазар, известно астрономам как гигантская Лайман-альфа-туманность (ELAN).

Эти типы туманностей представляют собой массивные структуры газа, сформировавшиеся в ранней Вселенной. Такого рода объекты могут помочь астрономам узнать, как именно во Вселенной возник угловой момент, который объясняет наблюдаемое вращение более поздних галактик.

Благодаря инструменту Multi Unit Spectroscopic Explorer (MUSE), который установлен на Очень Большом Телескопе, астрономы могут наблюдать эти редкие гигантские туманности в более высоком разрешении, чем когда-либо ранее.

Представленный на изображении выше ELAN имеет диаметр около 970 000 световых лет, а благодаря возможностям спектральной визуализации MUSE, исследовательской группе во главе с астрономом Фабрицио Арригони Баттая (Fabrizio Arrigoni Battaia) удалось измерить сигнатуру движений внутри туманности – впервые в истории астрономии.

“Обнаруженная нами туманность содержит по крайней мере ещё четыре ранее неизвестных источника излучения”, отметил доктор Арригони Баттайя.

Результаты исследования будут опубликованы в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society (препринт доступен на сайте arXiv).