На этом снимке представлено ближайшее к нам шаровое скопление NGC 6397. Авторы и права: NASA / ESA / T. Brown & S. Casertano, STScI / J. Anderson, STScI.

Астрономы, использующие космический телескоп Хаббла (NASA / ESA), впервые точно измерили расстояние до одного из самых старых объектов во Вселенной – шарового скопления NGC 6397, которое к тому же является ближайшим к Земле кластером такого рода. Новое исследование показало, что расстояние до NGC 6397 составляет 7 800 световых лет, при допустимой погрешности в 3%.

Если вы хотите узнать размер комнаты, вы пользуетесь измерительной лентой для расчёта её размеров. Однако вы не можете использовать рулетку, чтобы измерить невероятно большие расстояния в космосе.

И до сих пор у астрономов не было достаточно точного метода, который позволил бы измерять расстояния до некоторых из самых старых объектов во Вселенной – шаровых скоплений.

Расстояния до шаровых скоплений известные на сегодняшний день были получены при помощи сравнения яркости и цвета звёзд с теоретическими моделями и наблюдениями локальных звёзд. Однако точность этих оценок меняется, причём погрешность колеблется в пределах от 10% до 20%.

Благодаря использованию космического телескопа Хаббла, доктор Том Браун (Tom Brown) и его коллеги из “Института исследований космоса с помощью космического телескопа”, смогли применить метод прямой тригонометрии (тот же метод, который используют геодезисты) – для максимально точного измерения расстояния до NGC 6397.

Также исследователи подсчитали, что возраст NGC 6397 составляет около 13,4 миллиардов лет, следовательно, скопление сформировалось вскоре после Большого Взрыва.

Точные расстояния до шаровых скоплений используются в качестве данных в звёздных моделях для изучения характеристик молодых и старых звёздных популяций за пределами нашей галактики Млечный Путь.

“Любая модель, которая согласуется с измерениями, даёт вам больше уверенности при применении этой модели к более отдалённым звёздам”, – отметил доктор Браун.

Учёным уже известно о примерно 150 шаровых скоплениях, которые обращаются вокруг центра масс Млечного пути. Эти сферические, плотно упакованные группы, состоящие из сотен тысяч звёзд, являются первыми жителями нашей Галактики.

До сих пор астрономы использовали тригонометрический параллакс, чтобы рассчитать расстояние до кластера. Этот метод фиксирует крошечный сдвиг объекта в пространстве при изменении точки зрения наблюдателя.

Чтобы получить точное расстояние до NGC 6397, доктор Браун и его коллеги использовали инновационный метод, в котором наблюдаются пульсирующие переменные звёзды или цефеиды.

С помощью новой технологии, называемой “пространственное сканирование” и широкоугольной камеры Хаббла (WFC3) исследователи оценили параллакс 40 звёзд кластера NGC 6397, проведя измерения раз в 6 месяцев на протяжении 2 лет.

Затем команда объединила результаты для получения наиболее точного расстояния на сегодняшний день.

“Мы сможем достичь точности в 1%, если объединим данные Хаббла с предстоящими результатами, которые предоставит космическая обсерватория Gaia (ESA)”, – сказали учёные.

Выводы команды были опубликованы в выпуске журнала Astrophysical Journal Letters от 20 марта.