Звезда

Астрономы впервые исследовали внутреннее ядро звезды и обнаружили там мощные магнитные поля. Используя технику под названием астеросейсмология, ученые смогли обнаружить магнитные поля в недрах десятков красных гигантов.

“Подобно тому как в медицине используются ультразвуковые волны для визуализации внутренних органов человеческого тела, астеросейсмология использует звуковые волны, генерируемые турбулентностью на поверхности звезды, чтобы исследовать ее внутренние свойства”, говорит руководитель проекта доктор Джим Фуллер (Jim Fuller) из института Калифорнии.

Результаты исследования, опубликованные 23 октября в журнале Наука, помогут астрономам лучше понять жизнь и смерть звезд. Магнитные поля, вероятно, ответственны за скорость вращения вещества внутри звезд. До сих пор у астрономов не было возможности изучить магнитные поля внутри звезд, только лишь на их поверхности. Поэтому им пришлось использовать суперкомпьютеры для моделирования механизмов, происходящих вблизи звездных ядер в которых как известно происходят процессы ядерного синтеза. “Мы до сих пор точно не знаем, что происходит в центре нашего Солнца”, говорит Фуллер.

Ядра красных гигантов намного более плотные, чем у более молодых звезд. Как следствие, звуковые волны не отражаются от ядра, так как они делают это в звездах подобных нашему Солнцу. Вместо этого, звуковые волны преобразуются в другой класс волн, которые называются гравитационными волнами.

“Оказывается, что гравитационные волны, которые мы обнаружили у красных гигантов можно наблюдать на всем пути от центра до поверхности звезды”, говорит соавтор исследования Маттео Кантилло (Matteo Cantiello), астрофизик из института теоретической физики Санта-Барбары.

Это преобразование звуковых волн в гравитационные волны ответственно за форму колебаний наблюдаемую у поверхности звезды. “Исходя из размера и внутренней структуры звезды мы видим различные узоры”, говорит Фуллер. При наличии сильных магнитных полей внутри звезды, поля могут нарушить распространение гравитационных волн и, как следствие, некоторые из волн потеряют часть своей энергии и останутся в своеобразной ловушке внутри ядра. Фуллер и его коллеги придумали для описания этого явления специальный термин “магнитный парниковый эффект”. Исследования, проведенные с использованием данных переданных телескопом Кеплер показали, что внутренние магнитные поля красных гигантов как минимум в 10 млн раз сильнее, чем магнитное поле Земли.

“Это довольно интересно, поскольку внутренние магнитные поля играют основную роль в эволюции и дальнейшей судьбе звезд”, отметил профессор теоретической астрофизики Штерл Финни из Калифорнийского института астрономии.

Лучшее понимание внутренних магнитных полей звезд также может помочь разрешить споры о происхождении мощных магнитных полей, наблюдаемых на поверхности некоторых нейтронных звезд, а также белых карликов, двух классов звезд, которые формируются, когда звезды погибают. Техника астеросейсмологии которая использовалась командой исследователей, вероятно, не будет работать с нашим Солнцем. “Тем не менее”, говорит Фуллер, “звездные колебания – это наш лучший инструмент для изучения звездных недр”.