Markarian 1018

Астрономы с помощью Очень Большого Телескопа (ESO) и космических телескопов Чандра и Хаббл (НАСА) разгадали тайну необычного изменения яркости активной галактики Markarian 1018. Такого рода галактики являются одними из самых ярких объектов во Вселенной.

Как оказалось, уменьшение яркости ядра галактики, удалённой от нас на 607 миллионов световых лет, обусловлено наличием там сверхмассивной чёрной дыры.

Считается, что галактики светят так ярко, из-за сильно разогретого вещества, вращающегося вокруг чёрной дыры. Яркость активных галактик отличается поэтому астрономы разделили их на несколько типов. Некоторые из этих галактик меняют свою яркость в течение всего десяти лет, а соответственно и тип. Тем не менее, активная галактика Markarian 1018 выделяется из общего числа поскольку за последние несколько лет она уже дважды изменила свою яркость, вернувшись таким образом к своей первоначальной классификации.

“Мы были ошеломлены, увидев такое редкое и резкое изменение яркости у Markarian 1018”, говорит Ребекка МакЭлрой (Rebecca McElroy) из университета Сиднея.

“Наблюдения галактики сразу после того, как она начала угасать стало хорошей возможностью для того чтобы узнать почему это происходит”, добавил астроном ESO доктор Бернд Гуземанн (Bernd Husemann).

Наблюдаемый процесс мог быть вызван несколькими астрофизическими событиями, но истинный механизм, ответственный за удивительные изменения Markarian 1018 оставался неразгаданным после первого круга наблюдений.

Тем не менее, проведя дополнительные исследования учёным удалось разгадать эту тайну. Как оказалось, галактика теряла свою яркость из-за уменьшения количества вещества, поглощаемого чёрной дырой.

“Вполне возможно, что это голодание происходит потому, что там находится не одна, а две чёрных дыры”, сказала МакЭлрой.

Выводы группы будут опубликованы в двух статьях в журнале Astronomy & Astrophysics.