Пульсар – тип космических объектов, который излучает в космос мощное электромагнитное излучение в радиодиапазоне, характеризующееся строгой периодичностью. Энергия, высвобождаемая в таких импульсах, является небольшой частью всей энергии пульсара. Абсолютное большинство обнаруженных пульсаров находятся в Млечном Пути. Каждый пульсар испускает импульсы с определенной частотой, которая составляет от 640 пульсаций в секунду до одной – каждые пять секунд. Периоды основной части таких объектов находятся в рамках от 0,5 до 1 секунды. Исследования показали, что периодичность импульсов увеличивается на одну миллиардную секунды каждые сутки, что в свою очередь объясняется замедлением вращения в следствии излучения звездой энергии.

Пульсар открыли Джоселин Белл и Энтони Хьюиш в июне 1967 года, открытие такого рода объектов не было предсказано теоретически и стало большим сюрпризом для ученых. В ходе исследований астрофизики обнаружили что эти объекты должны состоять из весьма плотного вещества. Такой гигантской плотностью вещества обладают только огромные тела, например звезды. В следствии громадной плотности ядерные реакции проходящие внутри звезды превращают частицы в нейтроны, именно поэтому эти объекты именуются нейтронной звездой.

Большинство звезд имеет плотность немного больше чем у воды, ярким представителем тут является наше Солнце, основным веществом в котором является газ. Белые карлики по массе равны Солнцу однако имеют меньший диаметр в следствии чего их плотность составляет примерно 40 т/см3. Пульсары по массе сопоставимы с Солнцем, но их размеры весьма миниатюрны – примерно 30 000 метров, что в свою очередь увеличивает их плотность до 190 млн. т/см3. С такой плотностью Земля имела бы диаметр примерно 300 метров. Вероятнее всего пульсары зарождаются после взрыва сверхновой, когда оболочка звезды исчезает, а ядро сдавливается в нейтронную звезду.

Лучше всего на сегодняшний день изучен пульсар PSR 0531+21, который был обнаружен в Крабовидной туманности. Этот пульсар совершает 30 оборотов в секунду, индукция её магнитного поля составляет тысячу Гс. Мощность этой нейтронной звезды в сто тысяч раз больше чем мощность нашей звезды. Вся мощность делится на: радиоимпульсы (0,01%), оптические импульсы (1%), рентгеновское излучение (10%) и низкочастотное радиозлучение/ космические лучи (остальное).

Продолжительность радиоимпульса у стандартной нейтронной звезды составляет тридцатую часть от времени между пульсациями. Все импульсы у пульсара значительно отличаются друг от друга, однако общая форма импульса конкретного квазара свойственна только ему и одинакова на протяжении десятков лет. Эта форма может рассказать очень много всего интересного. Чаще всего любой импульс делится на несколько субимпульсов, которые в свою очередь делятся на микроимпульсы. Размер таких микроимпульсов может доходить до трехсот метров, а испускаемая ими энергия равна солнечной.

На данный момент пульсар представляется учеными как вращающаяся нейтронная звезда имеющая огромной силы магнитное поле, которое захватывает ядерные частицы вылетающие с поверхности звезды и затем ускоряет их до колоссальных энергий.

Пульсар

Пульсары состоят из ядра (жидкое) и коры толщина которой равна примерно один километр. В следствии чего нейтронные звезды больше похожи на планеты нежели на звезды. Из-за скорости вращения пульсар имеет сплюснутую форму. Во время импульса нейтронная звезда теряет часть своей энергии, и в результате её вращение замедляется. В результате этого замедления в коре нарастает напряжение и затем кора ломается, звезда становится немного более круглой – радиус уменьшается а скорость вращения (из-за сохранения момента) увеличивается.

В результате исследований выяснилось что расстояние до пульсаров составляет от 100 до 20 тысяч световых лет.