Мозаика Марса созданная из более чем ста снимков зондов «Викинг».

Подземные воды и осадки снабжали водой подземные озёра бассейна Эллады на протяжении значительной части истории Марса – об этом говорит новое исследование, опубликованное в журнале «Astrobiology». Следы этих палеоозёр были найдены в низменностях и ударных кратерах на окраине долины Эллада – крупнейшего и старейшего ударного бассейна на поверхности Марса.

«Мы обнаружили несколько групп палеоозёр вместе с их дренажными системами с различной геологической историей», – объясняют авторы работы из Исследовательского центра Эймса и Института SETI.

«Некоторые из озёр являются источником сетей каналов километровой ширины и длиной в сотни километров, формировавшихся при течении воды. Некоторые из входов каналов выглядят как будто они формировались под действием ливневых паводков», – поясняет ведущий автор статьи Генрик Харгиттай.

«Некоторые из этих потоков воды могли иметь катастрофический масштаб (расход воды до 100 тыс.-1 млн м3 воды в секунду). Их признаки подобны тем, что мы находим на земном плато Чаннелд-Скаблендс в штате Вашингтон. В то же время морфология некоторых других каналов предполагает намного меньшие потоки, с более длительным временем их существования, похожим на реку Миссисипи», – говорит Вирджини С. Гулик. «Эти каналы шириной в сотни метров проходили в регионах вулканической лавы покрытой слоем пепла, воздействуя на внутренние склоны равнины Эллада».

Одно из образованных в ударном кратере палеоозёр по своей структуре осаждений напоминает солёные озёра находящиеся в области Патагонии горной системы Анд. Это позволяет предположить, что условия на Марсе во время образования этого озера были схожи с этим высокогорным, холодным и засушливым регионом Анд.

Это исследование основано на детальном гидрогеографическом анализе северо-восточного региона долины Эллада. В нём насчитывается 34 кандидата в палеоозера, что говорит о том, что на Марсе бывали периоды времени, когда на его поверхности образовывалось множество озёр. Таким образом Марс был гидрологически более активным на протяжении истории, чем нам казалось ранее. Самые молодые озёра вероятно питались посредством гидротермальной активности близлежащих вулканов Hadriaca и Tyrrhena Paterae.

Органика на Марсе

Марсианская органика, возможно, была образована посредством серий электрохимических реакций между солёными жидкостями и вулканическими минералами – об этом говорит недавно опубликованная статья в журнале «Science Advances», базирующееся на исследовании трёх метеоритов, предположительно попавших к нам с Марса.

Среди обследованных метеоритов были Tissint, Nakhla и NWA 1950 – они показывают наличие органических углеродных соединений, с удивительной точностью повторяющую находки марсохода «Кьюриосити».

С 2012 года ведущий автор статьи Эндрю Стил руководит командой учёных исследующих десяток «марсианских» метеоритов на наличие в них органики. В том числе выявляя следы органики, которые могли быть занесённые в образцы на Земле, а также ища следы органики, имеющей не биологическое происхождение. Органические молекулы содержат углерод и водород с вкраплениями кислорода, азота, серы и других элементов. Органические соединения часто ассоциируются с жизнью, хотя в природе существуют и их не биологические источники.

«Выявление процессов, посредством которых органические соединения образуются на Марсе, представляет огромный интерес для понимания потенциала его обитаемости», – говорит Стил.

Он и его соавторы глубоко углубились в изучение трёх этих метеоритов. С помощью продвинутой микроскопии и спектроскопии им удалось определить, что органические соединения в них, по всей видимости, образовались в результате электрохимической коррозии минералов марсианских пород, окружённых солёным раствором.

«Открытие того, что в природе могут образовываться небольшие электрические батареи, питаемые процессом коррозии, происходящей в процессе реакции между минералами и жидкостью, имеет серьёзные последствия для астробиологии», – объясняет Эндрю Стил.

Аналогичный процесс может происходить в любом месте, где магматические породы могут взаимодействовать с солёной водой, включая подповерхностные океаны спутника Юпитера Европы, спутника Сатурна Энцелада и даже здесь, на Земле – в частности в начальный период истории этих небесных тел.