Экзопланета

На 21 ноября астрономами подтверждено существование почти 1800 экзопланет, а также рассматривается более 4000 кандидатов в экзопланеты. Исследователи довольно точно рассчитали радиусы и массы (а, следовательно, и среднюю плотность) для четырех сотен из уже подтвержденных экзопланет. Плотность экзопланеты довольно важна для ученых: она сообщает астрономам информацию о внутреннем составе экзопланеты, что дает им возможность считать планету скалистой как Земля, либо газообразной, как Юпитер, а, возможно, чем-то совсем новым. Хотя многие вещества могут иметь одинаковую среднюю плотность, достаточно большая выборка планет позволит ученым использовать методы статистического анализа, чтобы выяснить структуру планет, а также модели их формирования. Поэтому ученые работают над увеличением точности измерения плотности, открытых в каждой из категорий экзопланет.

Почти две сотни из известных экзопланет по массе равны половине нашего Юпитера и период обращения около своей звезды составляющий менее четырех дней. Они принадлежат к классу горячих Юпитеров, называемых так из-за своей близости к их родительской звезде, которая при этом сильно нагревает атмосферы экзопланет. Горячие Юпитеры составляют примерно 1% от всех планет, по меньшей мере, в ближайшем космическом пространстве. Поскольку только около 10% планет имеют подходящие орбиты – позволяющие обнаружить их при помощи транзитного метода наблюдения, астрономы должны изучить около 1000 звезд, прежде чем им удастся обнаружить хотя бы один горячий Юпитер.

На днях астрономы Ларс Букхаве, Эллисон Бирула, Дэйв Лафэм, Эмилио Фалькон и Гильермо Торрес объявили об открытии экзопланеты HAT – P – 55 b – горячего Юпитера, вращающегося вокруг звезды, которая довольно сильно напоминает наше Солнце. Масса звезды и ее радиус отличаются от аналогичных значений Солнца всего на несколько процентов. Использование дополнительных измерений позволило ученым определить массу экзопланеты, равную 0,584 массы Юпитера и радиус – 1.184 радиуса Юпитера. Орбитальный период HAT-P-55b составил 3.585 дня. Только около 140 экзопланет имеют такую же плотность, и новая планета дополнит базу экзопланет этого класса.