Необычная экзопланета

Еще в 2ОО7 году астрономы наблюдали серию необычных затмений звезды, находящейся в 420 световых годах от Земли. В 2012 году команда исследователей из Японии и Нидерландов нашла объяснение этому явлению: затмения были связаны с наличием возле звезды большой экзопланеты, получившей имя J1407b, с массивной кольцевой системой. С тех пор было сделано несколько удивительных открытий.

Например, в 2015 году та же группа учёных пришла к выводу, что кольцевая система в сто раз шире, чем система Сатурна, и так же может содержать десятки или даже сотни экзолун. В своём новом исследовании, исследователи показали, что эти гигантские кольца могут существовать на протяжении более 100 000 лет, при условии, что они имеют довольно редкую и необычную орбиту.

В своей предыдущей работе Ридер и Кенворт определили, что кольцевая система вокруг J1407b состоит минимум из 37 колец, которые простираются на расстояние около 0,6 а.е. (90 млн. км.) от планеты. Они также рассчитали, что эти кольца в 100 раз массивнее, чем наша Луна.

Учитывая тот факт, что планета периодически приближается к своей звезде, кольцевая система должна испытывать сильное гравитационное воздействие, которое приведёт к её разрушению. Именно поэтому, Стивен Ридер (института RIKEN в Японии) и Мэтью Кенворт (из Лейденского университета в Нидерландах) решили дать оценку тому, как долго такая кольцевая система может оставаться стабильной.

Для определения стабильности системы колец у планеты J1407b, учёные использовали компьютерное моделирование. В конце концов, они пришли к выводу, что кольца в рассматриваемой системе должны двигаться по ретроградной орбите, только при таком условии они смогут существовать на протяжении длительного промежутка времени.

“Система будет устойчивой только в том случае, если кольца будут вращаться в направлении противоположном направлению вращения самой планеты вокруг звезды. Это довольно необычная ситуация, но проведённое моделирование показало, что в противном случае кольцевая система просто не сможет существовать”, отметил Рейдер в своём заявлении.

На данный момент формирование такой системы остаётся загадкой. Однако Рейдер и Кенворт заявили, что вероятнее всего ретроградное движение колец планеты обусловлено столкновением с массивным телом в прошлом.

В будущем, Рейдер и Кенворт надеются разгадать тайну формирования колец. Новое исследование будет призвано найти ответ на вопрос о формировании колец, а также их развития в течении долгого времени. Последнее исследование опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics.