Двойная звезда

Исследователи обнаружили в созвездии Лебедя самую большую на сегодняшний день экзопланету, вращающуюся вокруг двойной звезды. Естественно планета слишком мала чтобы заметить ее невооруженным глазом, поэтому команда под руководством астрономов из Центра космических полетов Годдарда (НАСА) и государственного университета Сан-Диего использовала космический телескоп Kepler для обнаружения Kepler-1647b. Об открытии было объявлено вчера на заседании Американского астрономического общества в Сан-Диего.

Планеты, которые вращаются вокруг двойных звезд часто называют Татуинами – в честь родной планеты Люка Скайуокера из франшизы “Звездные войны”. Используя телескоп Kepler (НАСА), астрономы ищут небольшие провалы в яркости, которые зачастую являются свидетельством транзита планеты перед звездой.

“Однако обнаружить планеты в двойных звездных системах гораздо сложнее, чем найти планеты вокруг одиночных звезд” отметил астроном и один из авторов статьи Уильям Уэлш (William Welsh). “Транзиты в таких системах имеют нестандартную периодичность” добавил он.

Система Kepler-453

После того, как планета-кандидат обнаружена, исследователи используют современные компьютерные программы, чтобы определить, является ли она на самом деле планетой. Это может быть довольно изнурительным процессом. Так, транзит Kepler-1647b впервые был зафиксирован Лоренсом Дойлом (Laurance Doyle) в 2011 году, после чего потребовалось несколько лет анализа, чтобы подтвердить, что изменение яркости было действительно вызвано прохождением планеты перед звездой.

Ведущим автором исследования, опубликованного в Astrophysical Journal является Веселин Костов (Veselin Kostov). По словам ученого Kepler-1647 Ь располагается в 3700 световых годах от нас, а ее возраст составляет порядка 4,4 миллиарда лет, что соответствует возрасту Земли. Обе звезды в системе соизмеримы с нашим Солнцем. Также группой астрономов-любителей были предоставлены дополнительные данные, которые помогли исследователям оценить массу планеты. Как оказалось, масса и радиус Kepler-1647 Ь почти идентичны аналогичным параметрам Юпитера, что делает ее крупнейшей когда-либо обнаруженной в двойной звездной системе планетой.

Kepler-1647b Посмотреть в облаке.

Год на Kepler-1647 Ь длится 1107 дней (чуть более 3 лет), а орбита лежит в так называемой обитаемой зоне. Поскольку экзопланета также, как и Юпитер является газовым гигантом, то маловероятной является идея ее обитаемости. Тем не менее, если у Kepler-1647 b имеются крупные спутники, они вполне могут оказаться пригодными для жизни.