Квазар

Астрофизики обнаружили фактические доказательства теории о том, что квазары в течении своей жизни довольно сильно взаимодействуют с близлежащими галактиками. Статья исследователей была опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomy Society. Коротко о работе сообщает портал ScienceNOW.

Квазар – это галактика, в середине которой располагается сверхмассивная черная дыра. Квазары излучают настолько мощный поток излучения, что выглядят ярче всех остальных объектов во Вселенной. Из-за этого квазары весьма трудно изучать – испускаемое излучение не даёт возможности рассмотреть эти объекты в деталях. В основном вокруг квазаров находится кольцо из пыли, и в зависимости от его местоположения выделяют два типа квазаров. Первый тип это когда кольцо располагается так, что не закрывает от наблюдателя квазар. При втором типе квазары закрыты от объективов телескопов “стенкой” кольца.

Теоретически, как раз изучение квазаров последнего типа может дать самые полные сведения о них, поскольку пыль заслоняет часть излучения. Несмотря на это, до сих пор все обнаруженные астрофизиками квазары второго типа были целиком скрыты от глаз пылевой стенкой. Исследователям новой работы с помощью Очень большого телескопа (Very Large Telescope) в Чили удалось изучить квазар SDSS J0123+00, являющимся квазаром второго типа.

Астрономы обнаружили, что квазар окружает туманность состоящая из ионизованного газа, тянущаяся на 590 тысяч световых лет (это приблизительно в шесть раз больше, чем диаметр Млечного Пути). Туманность служит своего рода мостом, который соединяет квазар и близлежащую галактику, и этот факт можно использовать в качестве подтверждения гипотезы, что квазары «поедают» находящиеся недалеко звездные скопления.

На видео показано взаимодействие квазара с близлежащей галактикой через туманность – “посредника”:

Не так давно другому коллективу астрофизиков удалось исследовать интересные данные, проливающие свет на происхождение квазаров. Учёные выяснили, что эти объекты формируются в итоге столкновения и слияния галактик.