Квазар

В конце прошлого года международная команда исследователей, включая учёных из Института астрономии и астрофизики Кавли (KIAA) в Пекинском университете, объявила об открытии более чем 60 чрезвычайно далёких квазаров, что почти в два раза превышает число известных на тот момент объектов такого рода. Это открытие обеспечило множество новых возможностей для изучения далёкого прошлого нашей Вселенной.

Квазары представляют из себя очень яркие объекты, которые располагаются в ядрах галактик и получают свою энергию от сверхмассивных чёрных дыр.

“Вы можете сравнить квазары с маяками, находящимися в тёмной, бескрайней, холодной Вселенной”, сказал Роберто Майолино (Roberto Maiolino), профессор экспериментальной астрофизики из Кавендишской лаборатории Кембриджского университета и директор Института космологии Кавли. “Подобно тому, как луч маяка освещает окрестности, делая их видимыми издалека, так и квазары позволяют исследовать отдалённые уголки Вселенной приоткрывая тем самым завесу тайны над процессами формирования первых галактик”, добавил он.

Что такое квазары? Посмотреть в облаке.

Изучение чрезвычайно далёких квазаров даёт учёным возможность понять, как именно формируются и взаимодействуют галактики и сверхмассивные чёрные дыры. Но, к сожалению, квазары очень и очень редки, поэтому их поиск требует весьма продолжительных наблюдений с использованием мощных, больших телескопов, которые могут отслеживать значительную часть неба.

“Для обнаружения квазаров мы использовали Слоуновский цифровой небесный обзор (SDSS), а также данные системы телескопов панорамного обзора и быстрого реагирования (Pan-STARRS). До начала исследований, мы очень мало знали об этих удивительных объектах”, сказал Линьхуа Цзян (Linhua Jiang), профессор KIAA и автор двух работ, опубликованных в ноябре и декабре в The Astrophysical Journal.

Цзян также отметил, что обнаруженные квазары помогут изучить густонаселённые регионы ранней Вселенной и понять, как именно формировались и развивались первые галактики.

Квазар

Изучение этих квазаров также углубит понимание того, почему в центрах большинства галактик располагаются сверхмассивные чёрные дыры, и астрономы наконец-то смогут ответить на вопрос: что появилось раньше – галактики или чёрные дыры.

“Узнав больше о чёрных дырах, питающих квазары мы сможем лучше понять этапы развития галактик”, сказала Марта Волонтери (Marta Volonteri), директор по исследованиям в обсерватории Парижа. “А поняв эволюцию галактик мы сможем проследить историю Вселенной в целом. Именно поэтому поиск квазаров очень важен для астрономов”.