Магнитное поле

Гравитационные эффекты, обусловленные наличием Луны и Солнца, вызывают циклическую деформацию мантии Земли, тем самым раскачивая её ось вращения. Это механическое воздействие, влияет на всю планету в целом и вызывает сильные токи во внешнем ядре, которое состоит из жидкого железа обладающего очень низкой вязкостью. Такие токи достаточны для создания магнитного поля Земли.

Магнитное поле Земли постоянно защищает нас от заряжённых частиц и излучения, которые порождаются Солнцем. Этот щит формируется благодаря геодинамо, быстрому движению огромных количеств жидкого сплава железа во внешнем ядре Земли. Для поддержания этого магнитного поля до сегодняшнего дня, согласно классической модели, требовалось наличие у Земли ядра, которое охладилось примерно на 3000°С за последние 4,3 млрд. лет.

Теперь же, команда исследователей из CNRS и университета Паскаля заявляет, что температура ядра упала всего на 300°C. Это связано с тем, что до сих пор учёными не учитывалось действие Луны, которая, как полагают, компенсировала эту разницу и поддерживала геодинамо в активном состоянии. Работа исследователей была опубликована 30 марта 2016 года в журнале Earth и Planetary Science Letters.

Классическая модель формирования магнитного поля Земли имеет парадокс: при работе геодинамо, ядро Земли, полностью расплавленное четыре миллиарда лет назад и имеющее на тот момент температуру около 6800°C на сегодняшний день, должно было бы остыть до 3800°C. Однако последние моделирования ранней эволюции внутренней температуры планеты, вместе с геохимическими исследованиями состава старейших карбонатитов и базальтов, не подтвердили такое охлаждение. Таким образом, исследователи предполагают, что у геодинамо имеется ещё один источник энергии.

Земля имеет слегка сплющенную форму и вращается вокруг наклонной оси, которая качается вокруг полюсов. Её мантия упруго деформируется из-за приливных эффектов, вызванных Луной. Исследователи показали, что этот эффект может непрерывно стимулировать движение жидкого сплава железа, составляющего внешнее ядро, и в свою очередь, генерировать магнитное поле Земли. За счёт передачи гравитационной энергии вращения системы Земля-Луна-Солнце Земля непрерывно получает 3700 млрд ватт мощности, из них более 1000 млрд ватт, как полагают исследователи, доступно для создания такого типа движения во внешнем ядре. Этой энергии достаточно для того, чтобы генерировать магнитное поле Земли, тем самым позволяя решить основной парадокс классической теории. Влияние гравитационных сил на магнитное поле планеты уже задокументировано на примере двух спутников Юпитера: Ио и Европы, а также для ряда экзопланет.

Поскольку ни вращение Земли вокруг своей оси, ни направление её оси, ни орбита Луны не являются постоянными, их совокупное влияние на движение в ядре является неустойчивым и может вызывать колебания в динамо. Этот процесс может объяснить наличие более тёплых областей во внешнем ядре и на его границе с мантией Земли. Что в свою очередь могло приводить крупным вулканическим событиям в истории Земли. Новая модель показывает, что влияние Луны на Землю выходит далеко за рамки простых приливов.