Пульсар

Новый аккрецирующий миллисекундный рентгеновский пульсар (AMXP) был обнаружен в одном из самых массивных скоплений нашей Галактики – скоплении NGC 2808. Недавно обнаруженный AMXP получила обозначение MAXI J0911-655 и является частью ультракомпактной бинарной системы. Статья, описывающая открытие была опубликована 9 ноября на сервере препринтов Arxiv.

Рентгеновские пульсары демонстрируют строгие периодические изменения интенсивности рентгеновского излучения, которые длятся всего несколько секунд. AMXP представляют собой необычный тип рентгеновских пульсаров, в которых изменение интенсивности излучения обусловлено поглощением вещества звезды-компаньона и может длится на протяжении нескольких дней. Эти объекты используются учёными в качестве астрофизических лабораторий.

MAXI J0911-655 впервые был замечен 19 февраля 2016 года, инструментом MAXI, установленном на Международной Космической Станции. MAXI наблюдает космическое пространство в диапазоне рентгеновских лучей от 0,5 до 30 кэВ. Несколько дней спустя, наличие рентгеновского источника в скоплении NGC 2808 было подтверждено космическим телескопом Swift (НАСА). Проведённые в апреле и мае 2016 года дополнительные наблюдения данного источника группой европейских исследователей во главе с Андреа Санна (Andrea Sanna) из Университета Кальяри в Италии, выявили когерентные пульсации объекта в рентгеновском диапазоне. Используя XMM-Newton (ЕКА) и спектроскопический телескоп NuStar (НАСА), команда учёных зафиксировала рентгеновские пульсации на частоте 339,97 Гц, а их период составил 2,9 мс.

Звёздный кластер. Посмотреть в облаке.

Исследователи также обнаружили, что MAXI J0911-655 является частью ультра-компактной двойной системы с орбитальным периодом около 44 минут. Они подсчитали, что нейтронная звезда системы примерно на 40 процентов массивнее, чем Солнце, а звезда-компаньон имеет минимальную массу около 0,024 солнечных масс.

На сегодняшний день учёным известно о существовании лишь 18 пульсарах такого типа. Таким образом, любое новое открытие в этой области имеет высокую научную ценность для астрономов, пытающихся лучше понять процессы, происходящие в двойных системах.