Экзопланета

Астрофизики обнаружили экзопланету подобную Нептуну за которой тянется гигантский поток газа подобный хвосту кометы.

Странная находка является первой “хвостатой” планетой когда-либо обнаруженной астрономами. Необычная кометообразная экзопланета, названная GJ436b, вращается около красного карлика и приблизительно в двадцать два раза массивнее Земли. Астрофизики обнаружили громадное облако газа около планеты, используя космический телескоп Hubbe и телескоп рентгеновской обсерватории Чандра.

“Я был поражен колоссальными размерами облака газа, тянущегося за экзопланетой,” говорит ведущий автор исследования Дэвид Эхренреич, астроном из Женевского университета.

GJ 436b, расположена примерно в тридцати трех световых годах от Земли в созвездии Льва, и принадлежит к классу так называемых горячих Нептунов. Масса этих экзопланет в десять – двадцать раз больше массы Земли, что в свою очередь сопоставимо с массами Урана и, естественно Нептуна, – однако они расположены, как правило, значительно ближе к своим звездам чем, например, Меркурий к Солнцу. С орбитой равной всего 4,8 млн км (3 млн миль), “GJ 436b почти в тридцать три раза ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, и в тринадцать раз ближе, чем Меркурий”, отметил Эхренреич.

Облако газа около GJ436b, состоит по большей части из водорода, имеет сферическую форму, в следствии чего окружает собой экзопланету, а также хвост тянущийся за GJ 436b. “Диаметр сферы составляет около трех млн км (1,8 млн миль), что почти в пять раз шире самой звезды, которая как заявляют исследователи приблизительно в два раза меньше Солнца”, добавил Эхренреич. Протяженность хвоста пока неизвестна, однако компьютерные модели показывают, что она может достигать более пятнадцати миллионов километров (9,3 млн миль).

Хотя ранее и предполагалось существование экзопланет подобных GJ 436b, обнаружена такая планета была только сейчас. По оценкам исследователей, GJ 436b каждую секунду теряет около тысячи тонн газа. Это значит, что GJ436b теряет менее одной десятой процента своей атмосферы каждый миллиард лет, что является незначительным и не приводит к истощению атмосферы экзопланеты. Однако, в прошлом, когда звезда была более активной GJ 436b могла потерять около десяти процентов своей атмосферы в первый миллиард лет.

“Вероятно в ближайшие годы, благодаря космическому телескопу Кеплер, астрофизики обнаружат множество других кометоподобных экзопланет” предположил Эхренреич.

Ученые подробно представили свои выводы 24 июня в журнале Nature.