Чёрная дыра

Сверхмассивная черная дыра (СЧД), находящаяся в центре недавно обнаруженной галактики оказалась гораздо более тяжелой, чем она должна быть исходя из расчетов, и астрономы не знают почему.

Галактика, известная как SAGE0536AGN, лежит примерно в 2 миллиардах световых лет от Земли и превышает примерно в 25 млрд раз массу Солнца. Галактики таких размеров питают обычно центральные черные дыры с эквивалентом около 12 миллионов солнечных масс или около того, но СЧД в SAGE0536AGN примерно в 30 раз больше чем показывают расчеты, она тяжелее Солнца в 350 миллионов раз, говорится в новом исследовании.

Ван Лун (Jacco Van Loon) и соавтор Анна Сансом (Anne Sansom) из Университета Центрального Ланкашира в Великобритании, изучали SAGE0536AGN помощью Южноафриканского большого телескопа. Измеряя скорость закручивания газа вокруг сверхмассивной черной дыры, астрономы смогли определить ее массу.

“Галактики имеющие огромную массу формируют сверхмассивные СЧД в своих ядрах”, сказал ведущий автор Джакко Ван Лун, астрофизик Кильского университета в Великобритании. “Обнаруженная же черная дыра в несколько десятков раз больше наших самых смелых предположений – её просто не должно существовать” добавил он.

Сверхмассивные черные дыры и их галактик обычно растут пропорционально, но система SAGE0536AGN не подчиняется этому правилу. Центральная СЧД выросла значительно быстрее, чем галактика. Возможно, что в определенный момент времени по неизвестным пока причинам галактика прекратила свой рост в то время как черная дыра продолжала поглощать материал, говорят исследователи.

“Время покажет, действительно ли SAGE0536AGN уникальная галактика, или же она просто первый представитель нового класса галактик”, отметили чиновники из Королевского астрономического общества в том же заявлении.

SAGE0536AGN была обнаружена в 2011 году исследователями, анализирующими данные, собранные космическим телескопом Спитцер. Исследователи считают, что галактике, по крайней мере 9 миллиардов лет.