года

Открыт новый класс черных дыр

NGC 1313

На фото выше полученном при помощи Very Large Telescope, показана центральная область галактики NGC 1313. Эта галактика является родиной ультраяркого рентгеновского источника NCG1313X-1, который на данный момент классифицируется астрономами как черная дыра средней массы. Ширина NGC 1313 составляет около 50 000 световых лет и располагается на расстоянии около 14 миллионов св-ых лет от Млечного Пути в южном созвездии Сетка.

Почти все черные дыры (ЧД) имеют один из двух размеров: ЧД звездной массы (максимум несколько десятков солнечных масс) и сверхмассивные ЧД (от млн до нескольких млрд солнечных масс). Астрономы полагают, что существуют ЧД промежуточного размера с массой, находящейся между этими двумя крайностями, однако до сих пор не было обнаружено доказательств существования таких ЧД.

Команде во главе с астрономами из университета Мэриленда и GSFC удалось найти доказательства существования ЧД средней массы равной примерно пяти тыс. солнечных масс. Открытие предоставляет еще одного кандидата в список ЧД промежуточной массы, тем самым подтверждая существование нового класса ЧД. Команда представила свои выводы 21 сентября 2015 года интернет-издании Astrophysical Journal Letters.

В работе применялась техника аналогичная той, что помогла обнаружить ЧД в августе 2014 года используя орбитальную обсерваторию Rossi X-Ray Timing Explorer и космический телескоп XMM-Newton. В результате проведенных измерений оказалось, что масса ЧД в 400 раз больше массы Солнца.

“Это исследование подтверждает идею существования ЧД среднего размера. Когда вы описываете что-то, в первый раз, всегда есть некоторые сомнения”, сказал ведущий автор исследования Дирадж Пашэм (Dheeraj Pasham).

Новый кандидат – ЧД промежуточной массы, известная как NGC 1313X-1, является ультраярким источником рентгеновского излучения. Изучая рентгеновское излучение, созданное NGC1313X-1, Пашэм и его коллеги заметили две периодически повторяющиеся вспышки. Одна вспыхивает примерно 27,6 раз в минуту, а вторая 17,4 раза в минуту. Сравнивая эти две величины можно заметить почти идеальное соотношение равное 3:2. Пашэм и его коллеги также обнаружили такое соотношение у M82X-1, ЧД обнаруженной в августе 2014 года, хотя общая частота мигания у M82X-1 была значительно выше.

Хотя астрономы пока не уверены, что вызывает эти устойчивые вспышки, наличие соотношения 3:2, кажется, является общей чертой ЧД звездной массы, а, возможно, и ЧД промежуточной массы. Мигание, скорее всего, вызвано поглощением материи находящейся непосредственно у черной дыры. Отношение 3:2 также может обеспечить более точное измерение массы ЧД. Небольшие черные дыры в отличии от крупных будут мигать на более высокой частоте.

“Тут можно повести аналогию с музыкальными инструментами, если представить, что ЧД звездной массы является скрипкой, а сверхмассивная черная дыра – контрабасом, тогда ЧД промежуточной массы будет виолончелью”, отметил соавтор исследования Франческо Тамбези (Francesco Tombesi).

Пашэм и Тамбези надеются, что обнаружение ультраярких рентгеновских источников, мигающих с соотношением 3:2 поможет в ближайшем будущем обнаружить еще ряд кандидатов в черные дыры промежуточной массы.