Звёздное небо

Яркий взрыв сверхновой выбросивший в космическое пространство литий с умопомрачительной скоростью в два миллиона км/ч (1 200 000 миль в час), подтверждает господствующую в научных кругах гипотезу о распределении химических элементов во Вселенной.

Сверхновая взорвавшаяся в небе в декабре 2013 года, являлась белым карликом. Этот взрыв сформировал новую яркую точку в созвездии Центавра, которая, к слову, видна невооруженным глазом. Новые измерения объекта, проведенные в Европейской южной обсерватории (ESO) Ла Силла в Чили показывают, что при взрыве в окружающее космическое пространство было выброшено небольшое количество лития (впервые при взрыве сверхновой). Это может помочь объяснить изменение количества лития в звездах с течением времени, говорят чиновники ESO.

“Обнаружение большого количества лития в молодых звездах в современной вселенной было настоящей головной болью для астрономов”, отметили чиновники ESO в своем заявлении. “Старые звезды имеют меньше лития, чем ожидалось, а некоторые молодые, в свою очередь, порой в 10 раз больше”.

Количество лития выброшенного сверхновой – невелико, меньше одной миллиардной массы Солнца. Но присутствие этого элемента в сверхновой поддерживает гипотезу о том, что существует особый класс молодых звезд, которые частично могли сформироваться из лития, выброшенного при взрыве старых звезд. Это могло бы объяснить более высокое содержание лития в некоторых молодых звездах.

“Это значительный шаг вперед”, сказал соавтор исследования Массимо Делла Валле, из университета Неаполя. “Понимание истории развития химической эволюции Млечного Пути является важным этапом для объяснения многих процессов, происходящих во Вселенной”. Делла Валле и другой соавтор, Лука Паскуини – астроном из Университета Болоньи, ищут следы лития в сверхновых на протяжении последних 25 лет.

Более подробно исследование представлено в журнале The Astrophysical Journal Letters за 20 июля.