Крабовидная туманность

События, описанные китайскими мудрецами, и запечатленные в виде наскальных рисунков индейцами племени навахо, датируются примерно 1054 годом нашей эры. Взрыв сверхновой звезды, получившей название SN1054, можно было наблюдать даже в дневное время, что и сделали добросовестные ученые средневековья. Однако хрониками и рисунками дело не ограничилось. Сверхновая звезда SN1054 продолжает подбрасывать сюрпризы астрофизикам и по сегодняшний день.

Помните, как у поэта было написано: «игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце» и так далее по тексту. Примерно то же самое продемонстрировала и сверхновая звезда SN1054. Через несколько веков после взрыва, созвездие Тельца пополнилось новым объектом, названным в девятнадцатом веке Крабовидной туманностью. Английский исследователь Уильям Парсонс создал первый рисунок-портрет Крабовидной туманности. Почему она Парсонсу напомнила краба, непонятно. В начале шестидесятых в радиодиапазоне был зафиксирован новый объект, впоследствии названный пульсаром PSR B0531+21. Будет ли пульсар играть роль иглы – пока не ясно, поскольку ряд сюрпризов от него астрофизики уже получили. А новые данные говорят о том, что пульсаровский ларец хранит в себе еще много тайн.

Подарки от пульсара

Пойманный с поличным, пульсар PSR B0531+21 позволил ученым обнаружить связь между своим появлением и взрывом сверхновой звезды. Кроме того, пульсар, вращающийся со скоростью тридцать оборотов, оказался настоящим эталоном периодического сигнала, а точнее, его источником. В качестве бонуса была введена новая единица измерения, характеризующая плотность потока энергии в рентгеновском диапазоне, и названная «Crab» и «milliCrab». Но и на этом PSR B0531+21 не успокоился. Не так давно, вероятно в честь полувекового юбилея своего открытия, пульсар позволил ученым получить данные, которые свидетельствуют о гамма-излучении, диапазон энергий которого превышает сто двадцать ГэВ. Продемонстрированная мощность в десять раз сильнее, чем та, которую уже описала современная наука относительно пульсаров.

Гамма-импульсы такого диапазона энергий еще несколько месяцев назад считались невозможными. Объясняется такое утверждение отсутствием подходящей теории, которая смогла бы объяснить полученные данные. Астроном из Университета в Санта-Крус Непомуку Отте добился организации наблюдения за пульсаром именно в диапазоне 120 ГэВ. К чему приведут новые исследования, пока непонятно. Однако недоверие и колебания коллег Отте свидетельствуют о том, что скучать научному миру не придется.

 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *