Проксима b

В конце августа представители Европейской южной обсерватории объявили об открытии планеты Проксима b – ближайшей к Земле экзопланеты, которая вполне может оказаться пригодной для жизни. По словам исследователя Микко Туоми (Micco Tuomi) из университета Хартфордшира (Великобритания):

“Недавно обнаруженный чужой мир может стать лучшей целью для обнаружения жизни за пределами нашей Солнечной системы”.

Проксима b, расположена примерно в четырёх световых годах от Земли. Её масса почти на 30 процентов больше, чем масса Земли, а один оборот вокруг своей родительской звезды она совершает за 11,2 дня. Несмотря на то, что точный радиус и плотность планеты до сих пор неизвестны, астрономы обнаружили, что она лежит в пределах обитаемой зоны своей звезды – то есть имеет температуру необходимую для существования жидкой воды на своей поверхности.

“Все, что мы знаем о Проксима b указывает на то, что, хотя она и отличается, но всё же имеет много сходных черт с Землёй. Таким образом Проксима b вполне может оказаться пригодной для жизни на ней”, сказал Туоми.

Сопоставимая с земной масса экзопланеты означает, что нет никаких сомнений по поводу того, что планета имеет каменистую поверхность, сходную по своему составу с земной. Согласно Туоми, последнее в свою очередь означает, что радиус планеты, скорее всего, лишь немного больше, чем радиус Земли. Тем не менее, это теоретические догадки, поскольку в настоящее время исследователи не имеют достаточно данных для определения радиуса экзомира, а соответственно и его плотности.

Проксима b

Жизнь в системе Проксима

В то время как многие физические параметры Проксимы b до сих пор неизвестны, учёные смогли определить, что поток излучения на поверхности планеты составляет около 70 процентов от аналогичного параметра на Земле. Таким образом температура поверхности экзопланеты несколько ниже, чем температура на нашей планете. Однако, немного большая масса говорит в пользу существования там более плотной атмосферы, что позволяет предположить о наличии там более мощного парникового эффекта, нежели на Земле, что в конечном счёте приводит к практически аналогичным условиям.

Но может ли Проксима b действительно являться обитаемой планетой? Важно отметить, что для превращения геохимических процессов в биохимические, необходимы всего лишь три основные составляющие.

“Во-первых, нам необходима твёрдая поверхность, и Проксима b действительно является планетой, которая, безусловно, имеет скалистую поверхность. Во-вторых, там должна присутствовать наиболее распространенная молекула во Вселенной – молекула воды. У нас нет доказательств этого, но поскольку мы обнаруживаем воду повсюду в нашей системе нет никаких причин, отрицать её существование на поверхности Проксима b, к тому же температура на её поверхности, вероятно, позволит воде существовать в жидком виде. В-третьих, нам необходим углекислый газ, но это самая часто встречающаяся молекула в атмосферах любой землеподобной планеты”, сказал Туоми.

Таким образом, Туоми пришёл к выводу, что на Проксима b существуют все ингредиенты для зарождения там жизни.

Проксима b. Посмотреть в облаке.

Тем не менее, многое еще должно быть сделано, чтобы подтвердить возможность Проксимы b поддерживать жизнь. Близость недавно обнаруженной планеты означает, что она может быть изучена с более высокой точностью при помощи будущих космических телескопов, таких как, например, космический телескоп Джеймса Уэбба. Таким образом, учёные смогут получить более подробную информацию о свойствах планеты, а также выяснить существуют ли там другие планеты.

“Для Проксима b мы можем провести исследования недоступные для большинства известных экзопланет земного типа, обнаруженных космическим аппаратом Кеплер, поскольку они находятся в сотнях световых лет от Земли. И мы обязательно сделаем это!”, подчеркнул Туоми.