Взрыв сверхновой

Международная группа ученых обнаружила доказательства серии мощных взрывов сверхновых вблизи нашей солнечной системы, которые осыпали Землю радиоактивным мусором. Ученые обнаружили радиоактивный изотоп железа-60 в донных отложениях и пробах коры, взятых со дна Тихого, Атлантического и Индийского океанов.

Возраст проб составляет 3,2-1,7 млн лет, что сравнительно недавно в астрономических масштабах, говорит руководитель исследования доктор Антон Валлнер (Anton Wallner) из Австралийского национального университета (АНУ).

“Мы были очень удивлены тем, что также обнаружили и другую пробу, содержащую железо-60, возраст которой оказался на 1,5 миллиона лет больше” сказал доктор Валлнер. “Это позволяет предположить, что была серия вспышек сверхновых, последовавших одна за другой” добавил он. Обе вспышки произошли, когда Земля охлаждалась и переходила из периода плиоцена в период плейстоцен.

Команда из Австралии, Университета Вены, Еврейского университета в Израиле, токийских университетов Нихон и Цукуба, а также университета естественной истории Дрездена, также обнаружили доказательства появления на Зеле железа-60 около шести-восьми миллионов лет назад, что совпало с глобальными изменениями фауны в конце миоцена.

Ученые считают, что, взрыв сверхновых произошел не дальше чем в 300 световых годах от нас – это достаточно близко, чтобы он был виден в течение дня, а по яркости был сравним с яркостью Луны.

Несмотря на то, Земля была подвержена бомбардировке прямыми космическими лучами, излучение было слишком слабым, чтобы вызвать прямое воздействие на биологически виды или вызвать массовое вымирание.

Взрывы сверхновых создают множество тяжелых элементов, и радиоактивных изотопов, которые выбрасываются в космическое пространство. Одним из этих изотопов является железо-60, период полураспада которого составляет 2,6 млн лет. Атомы железа-60 достигли Земли в крохотных количествах и поэтому команде потребовались чрезвычайно чувствительные методы, чтобы идентифицировать их.