Вспышка в рентгеновском диапазоне

Таинственная вспышка в рентгеновском диапазоне была обнаружена при помощи рентгеновской космической обсерватории НАСА «Чандра» (Chandra), на самом глубоком рентгеновском снимке, когда-либо получаемом учеными. Этот источник, вероятно, возник в результате какого-то космического катаклизма, однако может оказаться так, что его природа никогда прежде не изучалась в астрономии.

Этот рентгеновский источник был впервые открыт в октябре 2014 г. Расположенный в области неба под названием Chandra Deep Field-South (CDF-S), этот рентгеновский источник демонстрирует удивительные свойства. До октября 2014 г. этот источник не наблюдался в рентгеновских лучах, однако затем он неожиданно вспыхнул, увеличив свою яркость в рентгеновском диапазоне примерно в 1000 раз за несколько часов. Примерно через одни сутки источник вновь погас, снизив яркость ниже предела чувствительности обсерватории «Чандра».

Анализ результатов наблюдений, проведенных при помощи космических обсерваторий «Хаббл» и «Спитцер» (Spitzer), показал, что это таинственное космическое событие произошло в тусклой, небольшой галактике, расположенной на расстоянии примерно 10,7 миллиарда световых лет от Земли. В течение нескольких минут этот рентгеновский источник выработал больше энергии, чем все звезды в этой галактике.

Взрыв белого карлика. Посмотреть в облаке.

Это таинственное событие может быть объяснено так называемым событием гамма-всплеска, вызываемым коллапсом массивной звезды или слиянием двух нейтронных звезд, или нейтронной звезды и черной дыры. Особенности именно этого рентгеновского источника могут быть объяснены на основе гипотез о направленности джета гамма-всплеска в сторону от Млечного пути или прохождении джета на пути к нашей галактике через другую небольшую галактику. Третья возможная версия состоит в том, что черная дыра небольшого размера разорвала на части белого карлика.

Исследование появилось в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.