Ученые стали свидетелями необычного явления: речь идет о пробуждении магнитара XTE J1810-197, находящегося от Солнца на расстоянии 10-13 тысяч световых лет.

Представляющие Манчестерский университет (Великобритания) и Институт радиоастрономии имени Макса Планка (Германия) ученые выяснили, что магнитар XTE J1810-197 прервал десятилетний «сон», что может указывать на активизацию процессов, происходящих в его недрах. Объект был обнаружен в 2004 году, а в последний раз исследователи фиксировали исходящее от него радиоизлучение в 2008 году. Но сейчас магнитар снова проснулся и ведет себя уже не так, как в 2004-2008 годах. Астрономы сообщают, что теперь “его поведение” более стабильно.

Причины неожиданного пробуждения XTE J1810-197 остаются загадкой, что, впрочем, неудивительно, если учесть, как мало современная наука знает об объектах такого типа. Если говорить кратко, магнитар — это нейтронная (умершая) звезда, которая имеет исключительно сильное магнитное поле. Их диаметр составляет всего 20-30 километров, однако масса большинства из них превышает массу Солнца. Магнитары являются одними из самых редких и непонятных объектов.