Экзопланета

Команда учёных из университета Карнеги обнаружила три гигантские планеты, находящиеся в двойной звёздной системе, состоящей из звёзд-близнецов, возраст которых равен возрасту нашего Солнца. Изучение данной системы может помочь понять влияние планет-гигантов, таких как Юпитер, на архитектуру звёздных систем. Выводы исследователей приняты к публикации в The Astronomical Journal.

Изучение планет похожих на Юпитер представляет особый интерес, поскольку оказываемое ими гравитационное притяжение, вероятно, имеет огромное влияние на архитектуру звёздных систем во время их формирования. А учитывая тот факт, что таких планет обнаружено совсем немного (в основном исследователи находят землеподобные планеты, которые в несколько раз больше Земли, но меньше чем Нептун или Уран) учёные смогут понять, почему наша Солнечная система так сильно отличается от всех остальных найденных на сегодняшний день.

Новые планеты были обнаружены при помощи спектрографа, спроектированного учёными университета Карнеги и установленного на Magellan Clay Telescopes обсерватории Лас Кампанас. Используя спектрограф собственной разработки, исследователи могут находить большие планеты с сильно вытянутыми орбитами.

Кроме руководителя – Джоан Теске (Johanna Teske), в состав команды вошли учёные из Департамента земного магнетизма (Вашингтон), астрономы обсерватории в Пасадене (Калифорния), а также Стив Вогт (Steve Vogt) из Калифорнийского университета (Санта-Круз).

“Мы пытаемся определить насколько часто гигантские планеты, такие как Юпитер находятся на сильно вытянутых орбитах”, объяснила Теске. “Эти данные могут рассказать нам о том, как именно сформировалась наша собственная Солнечная система. Кроме того, они могут помочь нам понять, где вероятнее всего будут существовать обитаемые планеты”.

Звёзды, изучаемые группой в новой работе, называются HD 133131A и HD 133131B. Расстояние между ними составляет около 360 астрономических единиц, что является наименьшим расстоянием для звёздных систем такого типа обнаруженных на сегодняшний день. Две планеты, вращающиеся вокруг этих звёзд в 1,5 и 2,5 раза массивнее Юпитера, а масса третьей составляет чуть более половины массы Юпитера.

Телескоп. Посмотреть в облаке.

Ещё одной особенностью данной системы является то, что звёзды в основном, состоят из водорода и гелия. А предыдущие исследования показали, что планеты-гиганты в большинстве случаев формируются около богатых металлами звёзд.

Более подробный анализ звёзд выявил различия в их химическом составе. Это может свидетельствовать о том, что одна из звёзд поглотила некоторые планеты в начале своей жизни, что и привело к наблюдаемым различиям.

“Вероятность обнаружения такого рода системы крайне мала, так что полученные нами результаты будут иметь большое значение для понимания формирования планет, особенно в двойных системах”, подчеркнула Теске.