Горячий Юпитер

Команда астрономов во главе с Алексисом Смитом (Alexis Smith) из Института планетных исследований в Берлине сообщила об обнаружении планеты похожей на Юпитер, вращающейся около далёкой звезды субгиганта, известной как EPIC 212803289. Исследователи также получили убедительные доказательства существования в этой звёздной системе третьего объекта, скорее всего, коричневого карлика. Результаты были опубликованы 1 сентября в статье на arXivOrg.

EPIC 212803289 – это яркая, богатая металлами звезда, расположенная приблизительно в 1 970 световых годах от Земли в созвездии Девы. Хотя EPIC 212803289 имеет такую же температуру, что и Солнце, она примерно в три раза больше и в 1,6 раза массивнее нашей звезды. EPIC 212803289 была обнаружена в ходе дополнительной миссии Кеплер К2 (НАСА), а существование около неё экзопланеты было подтверждено в ходе последующих наблюдений.

“После обнаружения звезды нам необходимо было произвести дополнительные измерения её радиальной скорости, чтобы подтвердить наличие там планеты. Эти наблюдения стали возможны благодаря использованию четырёх наземных телескопов”, сказал Смит.

Новый экзомир, обозначенный EPIC 212803289 b, близок по своему размеру к Юпитеру (1,29 радиусов Юпитера), а его масса всего на 3 процента меньше, чем масса самой большой планеты нашей Солнечной системы. Объект совершает один оборот вокруг своей звезды всего за 18,25 дней.

Ученые рассчитали, что температура экзопланеты составляет около 1000 градусов по Цельсию, и поэтому она была классифицирована как горячий Юпитер. Тем не менее, возможно, планета является ещё более горячей, так как она, скорее всего, приливно заблокирована, а это означает, что одна из её сторон всегда обращена к звезде, в то время как на другой господствует постоянная ночь.

“В том случае, если планета приливно заблокирована, температура на её солнечной стороне может достигать 1 350 градусов Цельсия”, отметил Смит.

В ближайшее время EPIC 212803 начнёт расширяться, и превратившись в красного гиганта, поглотит планету. Это произойдёт относительно скоро по астрономическим меркам – примерно через 150 миллионов лет.

Помимо обнаружения EPIC 212803289 b, команда Смита сообщает о существовании у звезды другого спутника. На основе измерений радиальной скорости, они предположили, что в системе имеется третий объект с орбитальным периодом более 236 дней и массой более 22 масс Юпитера. Они отметили, что этот объект вполне может оказаться коричневым карликом с орбитой в пределах 2.7 а.е. По словам Смита:

“Дальнейшие наблюдения радиальных скоростей этой системы в течение следующего года или двух, вероятно, раскроют природу третьего объекта”.

Новое исследование имеет большое значение для понимания внесолнечных систем, поскольку до сих пор была обнаружена лишь 31 транзитная планета около звёзд в 1,5 раза (или выше) более массивных, чем Солнце.