Протодиск

Группе японских астрономов во главе с Мицухико Хонда (Mitsuhiko Honda) недавно удалось обнаружить водяной лед в околозвездном диске возле далекой звезды HD 100546. Для этого они использовали инструмент NICI, установленный на Gemini South Telescope в Чили. Результаты исследования были опубликованы 31 марта на сайте Arxiv.

HD 100546 находится примерно в 320 световых годах от Земли, а ее возраст равен 10 миллионам лет. Она окружена относительно плоским диском, первое кольцо которого начинается на расстоянии 0,2 и заканчивается на расстоянии четырех а.е., а второе на расстоянии 13 а.е и достигает в ширину нескольких сотен а.е. Космический телескоп Хаббла показал, что диск имеет некоторые сложные спиральные узоры. Тем не менее, природа и происхождение этих образований остается неизвестной.

Звезда наблюдалась с помощью NICI с начала 2012 года. Этот прибор предназначен для изучения и визуализации больших, внесолнечных газовых планет. Он позволяет астрономам находить крупные, подобные Юпитеру, экзопланеты вокруг близлежащих звезд, работая в ближней инфракрасной области.

Изучение спектра различных областей протопланетного диска вокруг HD 100546 выявило наличие поглощения рассеянного света на частоте 3,1 мкм. Исследователи объяснили эту особенность наличием водяного льда в диске.

Предыдущие исследования утверждали, что лед должен быть довольно быстро уничтожен на поверхности диска вокруг звезды HD 100546, в результате сильного ультрафиолетового излучения. Открытие, сделанное Хондо и его коллегами, предлагают по-новому взглянуть на модели формирования протопланетных дисков.

Астрономы отметили, что для того, чтобы всесторонне понять распределение водяного льда в протопланетных дисках, должны быть проведены новые исследования. Они считают, что дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение размера зерна, их формы и структуры, на соотношение льда к силикатам, оседание пыли, турбулентное перемешивание, и так далее.