года

В галактике Андромеды обнаружена нейтронная звезда

Галактика Андромеда

Нейтронная звезда

Изображение выше показывает нам галактику Андромеды (M31). Оно получено благодаря использованию двух космических обсерваторий: Herschel (инфракрасный: красный и оранжевый) и XMM-Newton (рентген: синий и белый).

Андромеда, или М31, является довольно популярным объектом среди астрофизиков. Ночью при ясном небе она видна даже невооруженным глазом. Её близость и сходство по структуре с нашей собственной спиральной галактикой – Млечный Путь, делают её отличной природной лабораторией для астрофизиков. M31 довольно хорошо изучалась в течение многих десятилетий при помощи различных телескопов, охватывающих весь электромагнитный спектр. Но не глядя на такое пристальное внимание в галактике Андромеды до сих пор не был обнаружен один определённый класс объектов: вращающаяся нейтронная звезда.

Нейтронные звёзды являются относительно небольшими и чрезвычайно плотными остатками некогда массивных звёзд, которые достигли конца своего естественного пути. Они довольно быстро вращаются и испускают регулярные импульсы, подобно маяку, который периодически загорается и гаснет.

Бинарные системы содержащие нейтронную звезду довольно часто встречаются в нашей галактике, однако сигналы такого рода никогда прежде не были замечены в галактике Андромеды.

Новый объект, названный 3XMM J004301.4 + 413017 совершает один оборот за 1,2 секунды, и, предположительно, “подпитывается” веществом звезды-компаньона, год на которой составляет всего 1,3 дня.

“Мы обнаружили 3XMM J004301.4 + 413017 благодаря изучению архивных данных охватывающих 2000-2013 года” говорит Джан Лука (Gian Luca) – один из авторов статьи.

Хотя точный характер системы остается неясным, данные показывают, что это что-то довольно необычное и экзотичное.

“Это может быть чем-то, что мы называем маломассивный рентгеновский двойной пульсар. Нам нужно больше наблюдений за 3XMM J004301.4 + 413017 чтобы выяснить его истинную природу” говорит Паоло Эспозито (Paolo Esposito) (Милан, Италия).
“Хорошо известная галактика Андромеды уже давно является источником захватывающих открытий, и теперь нами обнаружен интригующий периодический сигнал” добавил Норберт Шартелб (Norbert Schartel)–один из участников проекта.