Ультракомпактная карликовая галактика

Команде астрономов во главе с Фавио Файфером (Favio Faifer) из Национального университета Ла-Плата (Аргентина), впервые удалось обнаружить ультракомпактную карликовую галактику (UCD) в одном из наиболее ярких скоплений NGC 5044. Открытие было описано в статье, опубликованной на сайте препринтов Arxiv 21 февраля.

Расположенная примерно в 116 миллионах световых лет от Земли, NGC 5044 является молодой массивной эллиптической галактикой, по имени которой и названо скопление, изучаемое в новой работе. Всего в скоплении имеется около 150 объектов, большинство из которых являются карликовыми галактиками. Несмотря, на то, что центральная часть скопления изучена довольно хорошо, его шаровые скопления и ультракомпактные галактики остаются практически неисследованными.

UCD – это довольно компактные галактики, содержащие большое количество звёзд, число которых доходит до 100 миллионов. Эти ультракомпактные звёздные системы могут предоставить учёным важную информацию о формировании и эволюции галактик во Вселенной.

Именно поэтому команда Файфера выбрала NGC 5044 объектом своей работы, которая проводилась при помощи спектрографа, установленного на телескопе Джемини-Юг (Чили). Они получили чёткие снимки нескольких областей вокруг NGC 5044, что и позволило обнаружить UCD.

Радиальная скорость и расположение UCD, которая получила название NGC 5044-UCD1, говорят о том, что этот объект связан с галактикой NGC 5044. Исследователи обнаружили, что показатель металличности NGC 5044-UCD1 находится в тех же пределах, что и у других UCD, обнаруженных в созвездии Девы, но значительно ниже, чем у ультракомпактных галактик, описанных в предыдущих исследованиях. Они также изучили историю звездообразования NGC 5044-UCD1 и обнаружили, что возраст этого объекта составляет около 11,7 миллиарда лет.

“Благодаря фотометрическому и спектроскопическому анализу, мы смогли обнаружить и подтвердить существование первой в скоплении NGC 5044 ультракомпактной галактики”, пишут исследователи в статье.

Хотя происхождение UCD до сих пор широко обсуждается, наиболее правдоподобные гипотезы предполагают, что они являются либо массивными звёздными скоплениями, либо ядрами карликовых галактик внешние звёзды которых были выброшены приливными силами во время прохождения UCD через плотные скопления.

Дальнейшие спектроскопические наблюдения прольют свет на истинную природу происхождения NGC 5044-UCD1. В настоящее время группа готовит анализ фотометрических данных, результаты которого будут представлены в следующей работе.