Андромеда

Слияние Млечного Пути и галактики Андромеды не произойдет еще в течение четырех миллиардов лет, однако недавнее открытие массивного гало горячего газа вокруг Андромеды, возможно, означает, что наши галактики уже взаимодействуют. Команде астрофизиков под руководством Николая Ленера из Университет Нотр-Дама, при использовании космического телескопа Хаббла, удалось обнаружить огромное гало горячего ионизованного газа, простирающегося по крайней мере на два миллиона световых лет вокруг галактики Андромеды.

Галактика Андромеды является крупнейшим членом местного скопления, состоящего из пятидесяти четырех галактик, в том числе и Млечного Пути. В ней находится около триллиона звезд, что примерно в четыре раза больше, чем в Млечном Пути, которые светят на 25% ярче и могут быть легко обнаружены невооруженным глазом в небе в пригородных и сельских районах.

Задумайтесь об этом на мгновение – если ореол простирается по крайней мере на миллион световых лет в направлении нас, то эти две галактики располагаются гораздо ближе друг к другу, чем считалось ранее и уже сейчас их молекулы взаимодействуют между собой. Конечно, в данном случае мы говорим лишь о взаимодействии гало, а не о самих галактиках.

Ленер называет эти ореолы “газовой атмосферой галактик”. Несмотря на огромные размеры, нимб Андромеды практически невидим. Чтобы найти и изучить ореол, команда использовала квазары и далекие звезды, в качестве объектов, которые излучают огромное количество энергии. Например, яркий квазар 3C273 в Деве, можно увидеть в 6-дюймовый телескоп! Их ярчайшая, точечная природа делает их идеальным инструментом.

Андромеда

“Прежде чем свет от квазаров дойдет до Хаббла, он, частично, будет поглощен газовым гало галактики, в результате чего квазар потускнеет в очень небольшом диапазоне длин волн,” сказал соавтор исследования Кристофер Ховк, профессор физики из Нотр-Дамского университета. “Измеряя данное падение яркости квазара, мы можем судить о размере ореола вокруг M31.”

Астрономы исследовали гало вокруг еще 44 галактик, однако ни у одной из них оно не было таким массивным как у Андромеды. Исследователи оценивают массу гало, представляющее из себя горячий диффузный газ, в половину массы всех звезд в самой M31. Компьютерные модели предполагают, что она сформировалась в тот же период, что и остальные части галактики. Несмотря на то что гало в основном состоит из ионизованного водорода – протонов и электронов – оно также богато и тяжелыми элементами, вероятно, поставляемыми сверхновыми. Такие элементы как железо, кремний, кислород во время взрывов сверхновых выбрасываются далеко от видимой части галактики, глубоко в космос. За все время существования Андромеды, почти половина всех тяжелых элементов, созданных ее звездами были выброшены далеко за пределы звездного диска галактики (диаметр диска около 200 000 световых лет).

В следующий раз, когда вы посмотрите на Андромеду ясной ночью, знайте: она намного ближе, чем вы думаете!