Температурный график

Международная группа астрономов под руководством доктора Рэйчел Роттенбакер (Rachael Roettenbacher) из мичиганского университета использовала передовые методы для создания изображений поверхностных структур одного из компонентов близлежащей двойной звездной системы – Зета Андромеды.

Зета Андромеды, также известная как HD 4502, является приливно заблокированной двойной системой, состоящей из гигантской оранжевой звезды K-типа, диаметр которой приблизительно в 16 раз больше диаметра Солнца, и значительно меньшего компаньона. Она расположена в северном созвездии Андромеды, находящемся приблизительно в 181 световых годах от Земли.

Для получения изображения звезды доктор Роттенбакер и соавторы использовали метод интерферометрии – метод, когда звезда наблюдается несколькими телескопами в результате чего разрешающая способность становится аналогичной этому же параметру для 330-метрового телескопа.

При изучении звезды астрономы обнаружили признаки звездных пятен – эквивалент солнечных пятен, которые можно наблюдать на Солнце. Однако характер этих пятен существенно отличался от тех, которые мы наблюдаем на Солнце.

“Эти результаты дают нам редкую возможность выяснить как вело себя Солнце в младенческом возрасте, когда солнечная система только формировалась” сказала доктор Роттенбакер

“Большинство звезд ведут себя как гигантские вращающиеся магниты и звездные пятна являются видимым проявлением этой магнитной активности” сказал соавтор исследования профессор Стефан Краус (Stefan Kraus) из университета Эксетера (Великобритания).

Звездные пятна имеют более низкую температуру, в результате чего они выглядят более темными. Тем не менее, в то время как на Солнце пятна образуются только чуть выше или ниже экватора, ученые обнаружили, что на Зета Андромеды это абсолютно не так. Одно из пятен было обнаружено в северной полярной области звезды, а еще несколько расположились на более низких широтах.

“Эта звезда совсем не похожа на Солнце. Это двойная система в которой вращение двух звезд друг около друга приводит к тому, что они начинают вращаться быстрее вокруг своей оси” сказала соавтор исследования доктор Хайди Корхонена (Heidi Korhonen) из Института Нильса Бора при Университете Копенгагена (Дания). “Большая компонента Зеты Андромеды, вращается со скоростью 40 км в секунду в то время как скорость вращения Солнца не превышает 2 км в секунду” отметила она.

“Это быстрое вращение создает очень мощное магнитное поле, которое в свою очередь создает более сложный динамо-эффект. Этот эффект аналогичен тому который мы увидели бы при взгляде на молодое Солнце” подчеркнули исследователи.

Результаты работы были опубликованы в журнале Nature 4 мая 2016 года.