На этой иллюстрации изображено гипотетическое неоднородное кольцо пыли, вращающееся вокруг звезды KIC 8462852. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech.

В сентябре 2015, звезда KIC 8462852 (также известная как звезда Табби) привлекла мировое внимание, когда астрономы обнаружили, что она испытывает внушительные перепады в яркости. За последние несколько лет, было проведено несколько исследований с целью нахождения естественного – и даже неестественного (теория “инопланетных мегаструктур”) – объяснения подобному поведению звезды. В то же время несколько обсерваторий постоянно наблюдали за звездой Табби, чтобы отследить ее возможные дальнейшие мерцания.

Звезда Табби снова в деле – и это не вызывает сомнений. В пятницу, 16-ого марта, Табета Бояджан (астроном, ответственная за исследования вариативных звёздных потоков) и её коллеги сообщили, что звезда снова начала мерцать. Написали они об этом в своем блоге “Где поток?”. А звезда между тем испытала наибольшее колебание в яркости с тех пор, как телескоп Кеплер открыл её в 2013-м году.

Резюмируя вышесказанное, в 2015-м, когда Бояджан и её команда впервые поведали миру о странном поведении звезды, то она, казалось, померкла на внушительные 22% – за разные интервалы и на разные периоды времени. С тех пор объяснения этому поведению варьировались от теорий существования околозвёздного диска, дробящихся на осколки комет и астероидов, гигантской планеты или планеты с кольцами, или вовсе планеты, которая в прошлом была поглощена чёрной дырой.

Однако в январе этого года, Табета Бояджан и её команда из более чем 100 астрономов провели новое исследование, доказавшее что KIC 8462852 (или звезда Табби) скорее всего ранее была закрыта от взора телескопов космической пылью. Это исследование положило конец всем спекуляциям о мерцании звезды из-за инопланетных вмешательств, а также предложило адекватные доказательства тому, что изменение яркости стало результатом естественного феномена.

Тем не менее, 19-ого марта, Табета и её команда снова стали сообщать о том, что яркость звезды начала падать. Используя данные, полученные обсерваториями Лас Кумбрас, Макдоналд и Халекала (в Испании, Техасе и на Гавайях соответственно), они начали регулярно обновлять информацию об изменении количества света, приходящего от звезды. Тогда в своем блоге они написали следующее:

“В пятницу (16-ого марта, 2018 года) мы заметили, что последние полученные данные были существенно меньше в сравнении с обычными. Из-за плохих погодных условий над всеми тремя обсерваториями мы не могли наблюдать за звездой Табби до прошлой ночи. Это наибольшее колебание яркости звезды с момента её обнаружения телескопом Кеплер в 2013! Оу!”

22 марта, команда учёных предоставила наглядный график, из которого следует, что звезда довольно быстро возвращается к привычным показателям яркости. Астрономы пояснили, что “сила нового падения медленно сходит на нет, наблюдается стремительный рост яркости, по своей структуре напоминающий рост яркости обратной кометы”. 23-ого марта наблюдения из Каталонского Института Космических Исследований, а именно из их астрономической обсерватории Монтсек, также показывали аналогичную картину.

Кривая блеска звезды Табби. Авторы и права: Where’s the Flux?

По обновленным данным от 26-ого марта становится ясно, что яркость звезды уменьшилась в общем на 5%, что подтверждает и Джон Холл – наблюдатель от Американской Ассоциации Наблюдателей Изменчивых Звёзд. Эта цифра также ознаменовала наибольшее падение с момента, когда было зафиксировано изменение яркости в 22% в 2015-м году. Как на тот момент сообщила Бояджан: “Кажется, на прошлой неделе мы побили рекорд в падении яркости со времен Кеплера!”

По самой последней информации от 27-ого марта, новые данные показали, что яркость звезды возвращается к естественной, но всё ещё остаётся ниже нормальных показателей на ~2% (эти данные были получены несмотря на плохие погодные условия над двумя обсерваториями). Вкратце, кажется, что последние изменения – наиболее внушительные с того момента, как команда астрономов впервые заметила колебания яркости звезды Табби – достигли своего апогея, и звезда стала возвращаться к своим привычным показателям.

Однако несмотря на то, что последние колебания не опровергают пылевую теорию, они же доказывают, что загадка звезды Табби может быть разгадана еще не до конца. Опираясь на эти и возможные будущие колебания, учёным, возможно, придется развить новые теории касательно переменчивой звезды. В конце концов, все исследования – это процесс постоянных открытий, а звезда Табби кажется одной из самых увлекательных!

Впрочем, несомненно, многим может показаться, что фанаты теории, связанной с пришельцами, скорее сочтут эту новость очень многообещающей.