года

Когда придете в следующий раз в поликлинику на рентген, то вспомните об этих объектах!

Звезда

Рентгеновская двойная

56 лет назад случайная находка привела астрономов к открытию нового вида удивительных небесных объектов.

Тогда

В июне 1962 года астрономы пытались зарегистрировать рентгеновское излучение с Луны. Рентген поглощается земной атмосферой, и астрономы решили запускать свои приборы на ракетах, поднимающихся на короткое время в космос. За время полёта гейгеровские счётчики могли регистрировать то, ради чего их отправляли.

Но рентгеновские лучи приходили не с Луны. Нечто, находящееся в куда более далёком космосе, в созвездии Скорпиона, заливало приборы невероятным количеством излучения. Источник получил обозначение Скорпион Х - 1, и за несколько месяцев астрономы обнаружили ещё ряд таких загадочных объектов. Инструменты не могли, однако, точно определить положение Х-1. Понадобилось ещё четыре года, чтобы идентифицировать в оптике эту слабую голубую звёздочку неподалёку от центра Галактики, которая светимость в ренгене составляла в 60 тыс. раз больше, чем общая мощность излучения Солнца.

Теперь

Сегодня в нашем Млечном Пути и в соседних галактиках обнаружено уже несколько сотен таких объектов, называемых рентгеновскими двойными. Что они собой представляют, теперь тоже известно благодаря запуску в 1970 - х годах спутников для изучения рентгеновских источников. В рентгеновских двойных вещество перетекает со звезды донора на компактный объект - нейтронную звезду или чёрную дыру. Когда компактный объект затягивает вещество, взаимное трение частиц разогревает его до температуры свыше миллиона градусов, что приводит к мощному энерговыделению преимущественно в форме рентгеновского излучения.

Далее

Рентгеновские двойные остаются одним из самых разнообразных и сложных классов астрономических объектов. Мы не знаем, широко ли распространены во Вселенной эти компактные объекты, как в точности эволюционируют рентгеновские двойные и как они связаны с не менее загадочным явлениями - гамма всплесками и гравитационными волнами. Как всегда бывает в астрономии, чтобы разобраться в механизмах функционирования этих систем, необходимы крупные и мощные телескопы.