года

Расширенные эмиссионные линии найдены российскими учёными в галактике Маркарян 6

Галактика

Наблюдения Маркарян 6 на телескопе «БТА» САО РАН. Прямые изображения в верхнем ряду: композитное изображение (слева), изображение эмиссионной линии OIII (в центре) и линии Hα (справа, красными контурами изображены внешние границы радиоструктуры на длине волны 20 см). Результаты наблюдений со сканирующим интерферометром Фабри-Перо в линии Hα в нижнем ряду: распределение яркости (слева), поле лучевых скоростей (в центре) и распределение скоростей после вычитания модели кругового вращения в плоскости диска галактики (справа).

Русские астрономы провели исследование крупномасштабной морфологии и кинематики движения ионизированного газа в галактике Маркарян 6. В дополнение к этому они провели картографирование ионизированного газа в галактическом диске и идентифицировали системы слабых продолговатых нитей газа в галактике. Это исследование было опубликовано 16 сентября на сайте препринтов arXiv.org.

Располагающаяся от нас на дистанции около 263 млн св. лет галактика Маркарян 6 относится к числу сейфертовских – это класс гигантских галактик, имеющих активные ядра. Маркарян 6 демонстрирует сложную структуру радиоизлучения, состоящей из компактного ядра и вытянутых структур напоминающие джеты или горячие точки.

Галактика также демонстрирует сложную кинематику движения ионизированного газа, которая до конца не ясна. В целях лучшего понимания её строения, команда астрономов во главе с Александрой Смирновой из Специальной астрономической обсерватории Российской академии наук (САО РАН) в Нижнем Архызе, выполнили трёхмерное спектроскопическое наблюдение этой галактики.

В своих наблюдениях астрономы использовали 6-метровый Большой азимутальный телескоп (БТА), 1-метровый телескоп системы Шмидта Бюраканской астрофизической обсерватории (БАО) в Армении и архивными данными мультизрачкового полевого спектрографа (MPFS) того же 6-метрового телескопа.

«Используя различные техники оптических наблюдений БТА (съёмку эмиссионных линий, длинно-щелевую спектроскопию и 3D-спектроскопию), мы изучили крупномасштабную морфологию и кинематику ионизированного газа в сейфертовой галактике Маркарян 6», – написали учёные в своей работе.

Помимо представления важной информации об ионизированном газе галактического диска, астрономы обнаружили комплексные расширенные эмиссионные линии (EELR) в Маркарян 6, излучаемые газовыми дисками вращающихся параллельно и перпендикулярно диску самой галактики. По полученным данным, эта структура простирается на дистанцию около 130 тыс. св. лет.

Происхождение расширенных эмиссионных линий от газовых нитей пока ещё не определено – учёные полагают что они образуются от внешней материи, вращающейся перпендикулярно основному диску. Это может означать, что происхождение газовых нитей в этой галактике схоже с происхождением газовых облаков и пыли в приливных хвостах, попавших в ионизационный конус активного ядра галактики.

«Кинематика, как и ионизационное состояние газа в нитях, предполагают сценарий, при котором жёсткое излучение активного ядра освещает аккрецирующее вещество, вращающееся практически перпендикулярно галактическому диску», – говорится в статье.

Однако учёные добавляют, что источник аккреционного газа ещё не известен. Новые радионаблюдения галактики Маркарян 6 на частоте нейтральной линии водорода вероятно позволят выявить чёткую картину газовой среды и аккреционных процессов в этой галактике.