года

Телескоп Хаббл провёл картографирование двойной звезды Эта Киля в ультрафиолете

Хаббл

Эта Киля

Особую известность эта звезда получила в 1837 году, когда её светимость начала постепенно расти, сделав её в апреле 1844 года второй по яркости звездой на ночном небе. Затем светимость пошла на убыль и в 1886 году звезда перестала быть различима невооружённым глазом. Это событие назвали «великой вспышкой».

Звезда, породившая это явление, является большая звезда из системы под названием «Эта Киля А», которая относится к классу ярких голубых переменных звёзд, которые также часто называют «псевдосверхновыми», за их способность многократно повышать свою светимость, как это происходит у сверхновых. Причём данная звезда продолжает обладать самой большой светимостью в данном классе звёзд, расположенных в нашей Галактике, не смотря на потерю как минимум 10-20 солнечных масс в процессе той вспышки!

Данное исследование было направлено на поиск горячего магния в облаке газа, образовавшегося в следствии вспышки (показано синим цветом на снимке). Учёным уже давно известно, что внешний материал, выброшенный при этом событии, был нагрет ударными волнами, образующихся в процессе столкновения этого материала с тем, что было выброшено из звезды при более ранних вспышках. Учёные ожидали увидеть свет от магния, приходящий из сложной системы нитей, находящихся в образованиях из светящегося азота (показано красным цветом).

Но вместо этого учёные неожиданно для себя обнаружили совершенно новые светящиеся структуры магния, в пространстве между пылевыми биполярными пузырьками и внешними нагретыми ударными нитями, богатыми азотом.

«Мы обнаружили большие объёмы горячего газа, который был выброшен во время Великой вспышки, но ещё не столкнулся с другим веществом, окружающим Эту Киля», – объясняет ведущий исследователь программы «Хабба» Натан Смит из обсерватории Стюарда в Университете Аризоны. «Большая часть излучения находится там, где мы ожидали увидеть пустую полость. Этот дополнительный материал движется быстро, и поднимает нашу оценку полной энергии вспышки, которая была и без того довольно мощна».

Эти новые данные ценны для науки тем, что позволяют более точно понять, как начинается выброс вещества из звезды. Астрономам требуется больше времени для того, чтобы точно определить, как быстро материал движется и когда он был выброшен из звезды. Арендовать облачный хостинг вы можете перейдя по ссылке https://serverspace.by/.

Другая поразительная особенность снимка заключается в том, что синие области видны за пределами нижней левой части пузыря. Эти полосы появляются тогда, когда световые лучи пробиваются сквозь скопления пыли, рассеянные по поверхности пузыря. Везде, где ультрафиолетовый свет попадает на плотную пыль, он оставляет длинные тонкие тени. «Картина света и тени напоминает солнечные лучи, которые мы видим в нашей атмосфере, когда солнечный свет проходит по краю облаков. Хотя физически механизм образования света у Эты Киля отличается», – отметил член команды из института BoldlyGo в Нью-Йорке Джон Морс.

Эта техника поиска тёплого газа в ультрафиолетовом спектре может помочь в изучении других звёзд и газовых туманностей, говорят учёные.

«Мы используем Хаббл на протяжении десятилетий для изучения Эта Киля в видимом и инфракрасном спектре, и мы уже думали, что у нас есть довольно полные сведения о выброшенном ей веществе. Но это новое ультрафиолетовое изображение выглядит поразительно отличающимся от прошлых, выявляя газ, который мы не видели ни в видимом свете, ни в инфракрасном», – говорит Смит. «Мы взволнованы перспективой того, что этот тип ультрафиолетового излучения может также выявить ранее скрытый газ в других типах объектов, которые выбрасывают материал – такие как протозвёзды или умирающие звёзды. И только Хаббл может делать такие снимки».

Причина Великой вспышки Эта Киля остаётся предметом гипотез и споров. Недавняя теория предполагает, что звезда, которая весила целых 150 масс Солнца, образовалась как тройная система, и массовый выброс вещества 1840-х годов был вызван слиянием центральной звезды со своим меньшим компаньоном. В то время как точные обстоятельства возникновения этого процесса остаются неизвестными, астрономы уверены в том, как он завершится. Эта Киля в конечном счёте взорвётся как сверхновая, значительно превзойдя по яркости даже свой предыдущий взрыв. Возможно даже что это уже произошло, но свет от звезды ещё не прошёл 7,5 тыс. св. лет, отделяющие Эту Киля от нас.