Иллюстрация художника, показывающая многопланетную систему K2-138. Изображение: NASA / JPL-Caltech / R. Hurt, IPAC.

Международной команде учёных удалось обнаружить систему, состоящую как минимум из пяти массивных экзопланет, вращающихся вокруг солнцеподобной звезды K2-138. Эта планетная система находится примерно в 792 световых годах от нас в созвездии Водолея. Результаты исследования опубликованы в Astronomical Journal.

K2-138, также известная как 2MASS J23154776-1050590 и EPIC 245950175, является звездой K-типа. Она немного меньше и прохладнее нашего Солнца.

Размеры новых экзомиров находятся в пределах размеров Земли и Нептуна: планета K2-138b потенциально может быть скалистой, а планеты K2-138c, d, e и f, вероятно, содержат большое количество льда и газа.

Все пять планет имеют орбитальные периоды, не превышающие двух недель (2,35, 3,56, 5,40, 8,26 и 12,76 дней) и являются довольно горячими: от 427 до 982 градусов Цельсия (800-1800 градусов по Фаренгейту).

“Данное планетарное открытие принадлежит главным образом гражданским учёным – примерно 10 000 человек из разных стран мира, которые анализируют общедоступные данные миссии K2 (NASA)”, отметили астрономы.

Данные K2 содержат световые кривые – графики интенсивности света от отдельных звёзд. Провал в звёздном свете указывает на возможный транзит объекта (например, планеты) перед звездой.

Иллюстрация системы K2-138 с указанием орбит и относительных размеров пяти известных планет. Изображение: NASA / JPL-Caltech / R. Hurt, IPAC.

Первоначально данные миссии Кеплера были доступны только специальной команде обученных учёных и астрономов, однако на сегодняшний день доступ к данным миссии K2 может получить любой желающий.

В 2017 году профессор Массачусетского технологического института Ян Кроксфилд (Ian Crossfield) и астрономом доктор Джесси Кристиансеном (Jesse Christiansen) приложили все свои силы к тому, чтобы сделать данные К2 общедоступными и привлечь столько добровольцев, сколько они смогут найти.

Благодаря их стараниям гражданскими учёными уже были обнаружены: 44 экзопланеты размером с Юпитер, 72 экзопланеты с радиусом как у Нептуна, 44 планеты размером с Землю, а также 53 сверхземли.