года

Астрономы разгадали тайну жёсткого рентгеновского излучения Андромеды

Пульсар в галактике Андромеда

Учёными давно был замечен источник жёсткого рентгеновского излучения в галактике Андромеды (также известной как Messier 31), однако исследователи долгое время не могли классифицировать этот объект. Недавно международной группе учёных под руководством астрономов из Университета Джона Хопкинса, наконец-то удалось идентифицировать объект, ответственный за регистрируемое высокоэнергетическое излучение.

Объект исследуемый в новой работе, который вероятнее всего является пульсаром, получил название Swift J0042.6+4112. Его спектр очень похож на спектры известных пульсаров, обнаруженных в нашей галактике Млечный Путь.

По словам исследователей, Swift J0042.6+4112 скорее всего находится в двойной системе, в которой материал от звёздного компаньона постепенно перетекает на пульсар и во время своего движения разогревается до весьма высоких температур. В ходе этого процесса и формируется высокоэнергетическое излучение.

“Мы долгое время не знали, какой именно объект ответственен за наличие наблюдаемого излучения”, сказал Михоко Юкита (Mihoko Yukita), научный сотрудник кафедры физики и астрономии в Университете Джона Хопкинса, и ведущий автор исследования, опубликованного в Astrophysical Journal. “Однако теперь, благодаря данным полученным с космического телескопа NuSTAR, мы можем заявить, что это ничто иное как пульсар”

Принято считать, что активно поглощающие материал чёрные дыры, которые являются намного более массивными в сравнении с пульсарами, должны доминировать в жёстком рентгеновском диапазоне. Это преимущество обусловлено нагревом материала, находящимся в аккреционном диске чёрной дыры.

Swift J0042.6+4112, который имеет значительно меньшую массу, чем любые другие чёрные дыры, выглядит при этом весьма ярким в рентгеновском диапазоне. Это является очень неожиданным открытием.