Двойная звезда

В результате недавних исследований было обнаружено, что в звездных системах в которых имеется две или более звезды возможно формирование планет.

«Эти исследования помогут при объяснении того, как зарождаются планеты, имеющие несколько солнц и, в свою очередь, однажды помогут открыть много новых планет в, такого рода системах» заявляют астрофизики.

Не глядя на то, что Земля вращается вокруг одного солнца, большая часть солнцеобразных звезд существует в двойных системах, в которых находится две и более звезд, вращающихся одна вокруг другой. К тому же, существует много трехзвездных систем, и даже таких, в которых может находиться до шести звезд. Экзопланеты, орбиты которых находятся вокруг двойных звезд, называют планетами P-класса. Первый инопланетный мир такого типа (Kepler-16b) был обнаружен в системе двух солнц Kepler-16, он является газовым гигантом и находится приблизительно в двухстах световых годах от нашей планеты.

Планеты формируются из огромных скоплений пыли и газа, находящихся вокруг звезд. Формирование планет является довольно медленным процессом; некоторые из этих протопланетных дисков должны существовать в течение весьма продолжительного времени, прежде чем сможет сформироваться планета. Ученые предполагали, что мощные процессы обусловленные гравитационным притяжением звезд в таких системах, не позволит сформироваться планетам. Что делает существование планет в системах с несколькими солнцами практически невозможным.

«Случаи обнаружения экзопланет вокруг двойных звезд весьма редки, что связано с большими гравитационными флуктуациями в них» сказал один из исследователей Эммануэль Ди Фолко, астрофизик работающий в университете города Бордо (Франция).

Чтобы разгадать тайну, формирования экзопланет в двойных системах, астрофизики исследовали звездную систему GG Tay-A, возраст которой составляет примерно три миллиона лет. Система обнаружена в созвездии Тельца, и располагается в 400 световых годах от Земли.

Двойная звёздная система

Астрономы наблюдали за протопланетным диском системы GG Тау-A при помощи группы телескопов (Alma) находящихся в пустыне Атакама (Чили). Систему GG Тау можно представить как колесо внутри другого колеса, одно окружает всю систему целиком, а второе находится вокруг главной звезды. Масса внутреннего диска примерно равна массе Юпитера, а масса внешнего приблизительно в 160 раз больше чем масса Юпитера.

Наличие внутреннего диска в этой системе ставило астрофизиков в тупик, поскольку он теряет массу с такой скоростью, при которой он уже давно должен был исчезнуть. На данный момент, ученые обнаружили громадные сгустки газа, насыщенного окисью углерода в области между двумя дисками, за счет которых внутренний диск подпитывается веществом из внешнего, и соответственно может существовать намного дольше, чем предполагалось.

Компьютерные программы, разработанные ранее, предполагали перетекание материала из внешнего диска во внутренний, однако увидеть это в реальности астрофизикам удалось только сейчас.

“Это перетекание пыли и газа позволит диску вокруг главной звезды этой двойной системы, существовать продолжительное время, чтобы в конечном итоге сформировать планету”, сказал Ди Фолко.