Экзопланета

Первые исследования планет вне Солнца относятся к началу XX века. Сначала ученые просто наблюдали за расположением звезд. А к концу двадцатого столетия уже официально открыли новые планетарные объекты – планеты, расположенные за рамками Солнечной системы.

Эти объекты теперь называются “экзопланетами”, (в переводе с греч. exo обозначает вне, снаружи). Это планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы, обращающиеся вокруг звезды.

Методы ислледований экзопланет

Астрофизики применяют различные способы обнаружения планет обращающихся за пределами Солнечной системы:
٠ астрометрический метод;
٠ метод транзитной фотометрии;
٠ гравитационное линзирование;
٠ метод Доплера. В большей степени используемый метод, который базируется на выявлении амплитуды колебаний радиальной скорости пары “звезда – одиночная планета”, массы звезды, времени обращения, и проч.;
٠ радиопоиск.

Вновь обнаруженная экзопланета, как правило, называется так же как звезда, вблизи которой она обращается. Однако к названию еще прибавляется буква латинского алфавита (например: 51 Пегаса b). “Подтвержденные экзопланеты” занесены в “Каталог экзопланет”, в котором на данный момент упомянуто порядка 1960 наименований.

Особенности экзопланет

В общей массе, открытые экзопланеты не похожи по своими свойствам на Землю. Они скорее схожи с Юпитером или Нептуном, отчего и называются “горячие Юпитеры” и “горячие Нептуны”. Они огромные, а основной их состав – газ. Существуют экзопланеты, которые постоянно находятся под воздействием энергии излучаемой пульсаром. Обнаружены и “планеты-сироты”, или “коричневые карлики”. Они способны удаляться от своих звезд на огромное расстояние. Многие экзопланеты находятся в звездных системах, подобных нашей Солнечной системе.

Но исследователей больше интересует поиск планет, подходящих для жизни. Уже открыты объекты, относительно похожие на Землю. Некоторые из них почти целиком состоят из воды. Самой близкой к Земле считается экзопланета Глизе 581c. Существует точка зрения, что на этой планете возможно существуют запасы жидкой воды. Это говорит о вероятности возникновения жизни на этой планете.

В современном мире изучение экзопланет набирает все большие обороты. Опираясь в своих исследованиях на новейшие технологии (NGTS и проч.), ученые продолжают поиски новых видов экзопланет и прогнозируют исключительные открытия.