года

Исследователи обнаружили древнейшее скопление галактик

Звёздное скопление CL J1001

При помощи рентгеновской обсерватории Чандра (НАСА) учёные обнаружили самое удалённое скопление галактик. Исследователи увидели этот кластер таким, каким он был практически сразу же после своего рождения, а это весьма важный этап в эволюции галактик, который никогда не наблюдали ранее.

Скопление галактик, получившее название CL J1001 + 0220 (CL J1001 для краткости) находится примерно в 11,1 миллиардах световых лет от Земли. Открытие этого объекта отодвигает время формирования скоплений галактик – крупнейших структур во Вселенной, соединённых гравитацией – на 700 миллионов лет от большого взрыва.

“Это скопление галактик интересно не только расстоянием, на котором оно находится, но и довольно высокими темпами звездообразования”, сказал Тао Ван (Tao Wang) – руководитель нового исследования.

Ядро CL J1001 содержит одиннадцать массивных галактик – в девяти из которых идут бурные процессы звездообразования. Например, в одной из галактик в год формируется более 3000 звёзд аналогичных нашему Солнцу – это удивительно высокое значение для скопления галактик, в том числе и для тех, которые почти так же далеки, а, следовательно, также молоды, как и CL J1001.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что эллиптические галактики, находящиеся в скоплениях, таких как CL J1001 формируют звёзды в течение более коротких периодов времени в отличии от одиночных эллиптических галактик. Кроме того, новое исследование позволяет предположить, что большая часть звёзд в этих галактиках сформировалась после того, как последние объединились в кластер.

Сравнивая свои результаты с компьютерными моделями формирования кластеров, команда астрономов обнаружила, что CL J1001 состоит из неожиданно массивных звёзд. Это говорит о том, что рост звёзд в далёких галактиках идёт с большей интенсивностью, чем предполагает моделирование.

“Я думаю, что благодаря изучению CL J1001 мы узнаем много нового о формировании скоплений галактик”, сказал соавтор исследования Алексис Финоджинов (Alexis Finoguenov) из университета Хельсинки (Финляндия).

Кроме телескопа Чандра в работе использовались космические телескопы Хаббл, Спитцер, XMM-Newton и Гершель, а также наземные телескопы ALMA, IRAM NOEMA и VLT. Результаты исследования были опубликованы в Astrophysical Journal 30 августа.