Центр Млечного Пути

Исследователи заявляют, что в центре Млечного Пути, довольно близко от черной дыры, может находиться огромное кладбище, состоящее из тысяч звезд, которые поглощая друг друга, высвобождают колоссальное количество рентгеновского излучения.

Ученые долгое время предполагали, что в центре нашей галактики скрывается настоящий монстр – черная дыра с массой более четырех миллионов масс солнца, названная Стрелец А. Недавно астрофизики к своему удивлению обнаружили, что в радиусе нескольких световых лет вокруг этой черной дыры существует большое количество молодых, массивных звезд.

“Эти молодые, массивные звезды стали настоящей загадкой для исследователей. Известно, что звезды формируются из облаков газа, которые под воздействием силы гравитации обваливаются в себя, и абсолютно непонятно, каким образом этим облакам удалось просуществовать достаточное время для того, чтобы образовать звезды, учитывая сильнейшее гравитационное притяжение сверхмассивной черной дыры” отметила ведущий автор исследования астрофизик Керстин Перес.

Чтобы детальнее изучить загадочное излучение, идущее из центре нашей галактики, астрофизики сосредоточились на изучении “жестких” рентгеновских лучей. В своей работе они использовали космический телескоп NuSTAR. В результате астрофизиками было предложено несколько гипотез о происхождении мощного излучения которое формируется в этом районе, тем не менее, каждая из них имеет определенные недочеты.

Согласно первой гипотезе излучение формируется двойной системой, состоящей из белого карлика с мощным магнитным полем, который поглощает вещество своей звезды-компаньона. Однако в таком случае в центре нашей галактики должно существовать по крайней мере около пяти тысяч таких систем, что примерно в 1000 раз больше чем предполагают проведенные расчеты. Кроме того, энергия этих рентгеновских лучей показывает, что белые карлики в этих системах должны иметь массу почти равную массе Солнца, что также недопустимо.

Вторая гипотеза предполагает, что источником “жесткого” рентгеновского излучения могут быть пульсары, которые совершают около тысячи оборотов в секунду и по сути являются нейтронными звездами с мощным магнитным полем. Тем не менее, когда астрофизики смотрят на галактический центр в других световых диапазонах, “мы наблюдаем довольно мало пульсаров, и они не в силах произвести столько рентгеновского излучения,” сказал Перес.

Наконец, это “жесткое” рентгеновское излучение может быть сформировано двойной системой, состоящей из черной дыры либо нейтронной звезды и обычной звезды, наподобие нашего Солнца. Однако данные системы весьма нестабильны, и не могут существовать продолжительное время.

Ознакомиться с результаты исследования можно в журнале Nature.