года

Мощное магнитное поле красного карлика TVLM 513-46546

Красный карлик

Астрономы, использующие телескопы обсерватории ALMA обнаружили, что холодный, тусклый карлик генерирует необычайно мощное магнитное поле, которое не уступает магнитному полю зафиксированному в наиболее активных регионах нашего Солнца. Магнитное поле звезды потенциально связано с количеством солнечных вспышек. Как и в случае нашего светила, эти вспышки создают плотные магнитные поля, которые действуют как космические ускорители для частиц. При этом они воздействуют на электроны, тем самым создавая излучение в мм диапазоне, которое может быть зафиксировано при помощи ALMA. Настолько мощные и частые вспышки уничтожат любые известные живые формы на близлежащих планетах, отмечают исследователи.

“Живя мы около звезды подобной TVLM 513-46546 у нас полностью бы отсутствовала спутниковая связь. Скорее всего, и сама жизнь на нашей планете не смогла бы существовать, а тем более эволюционировать”, отмечает ведущий автор исследования Петер Вильямс из массачусетского центра астрофизики.

Команда воспользовалась телескопами ALMA для исследования обнаруженного ранее красного карлика – звезды TVLM 513 - 46546, который расположен примерно в сорока световых годах от нас в созвездии Волопаса. Масса звезды более чем в десять раз меньше массы Солнца. Звезда настолько мала, что располагается прямо на границе между звездами (синтезирующими водород) и планетами именуемыми коричневыми карликами. Отличительной особенностью этой маленькой звезды является ее скорость вращения. Один полный оборот TVLM 513-46546 совершает всего за два часа. У нашего Солнца, к примеру, на это уходит около 25 дней. Предыдущие данные полученные обсерваторией Very Large Array, показали, что эта звезда обладает магнитным полем, не только не уступающим солнечному, но и в пару сотен раз превосходящим его. Это озадачило астрономов поскольку физические процессы генерирующие магнитное поле Солнца просто не могут работать в такой мелкой звезде.

“TVLM 513 - 46546 очень сильно отличается от нашего Солнца”, заявил астроном и соавтор исследования Эдо Бергер.

Когда ученые исследовали звезду используя ALMA они обнаружили, что излучение имеет довольно высокую частоту (95 ГГц или волны около 3 миллиметров). Такой сигнал может образоваться в результате процесса, известного как синхротронное излучение, при котором электроны движутся вокруг мощных силовых линий магнитного поля: чем более мощное магнитного поле, тем выше частота. Это первый случай, обнаружения таких высоких частот излучения у красного карлика. Это также первый раз, когда подобного типа звезда была обнаружена на миллиметровых волнах.

Красный карлик. Посмотреть в облаке.

Наше Солнце генерирует подобное излучение во время солнечных вспышек, однако это происходит с перерывами, а красный карлик активен постоянно. Более того, излучение этой звезды почти в 10 000 раз мощнее, чем излучение нашего Солнца.

Красные карлики относятся к наиболее распространенному классу звезд в нашей Галактике, что делает их перспективными объектами для поиска планет. Но поскольку красный карлик значительно меньше Солнца, то планета способная поддерживать жизнь должна находиться достаточно близко к звезде, чтобы иметь возможность обладать жидкой водой на ее поверхности. Эта близость при столь мощном магнитном поле звезды, вероятнее всего, лишит планету ее атмосферы и уничтожит любые сложные соединения на ее поверхности, предполагают астрономы. Астрономы надеются обнаружить подобные звезды в будущем, чтобы определить, является ли TVLM 513-46546 исключением или это новый класс звезд.