года

Новые миссии по поиску экзопланет

Экзопланета

Астрономы используют различные методы для обнаружения планет находящихся за пределами Солнечной системы, однако самым успешным на сегодняшний день является метод транзитной фотометрии, который измеряет изменения в яркости звезды, обусловленные проходом перед ней экзопланет. Когда планета проходит перед своей звездой, то она блокирует некоторую часть света звезды. Если затемнение длится в течение определенного времени и происходит на регулярной основе, то это, вероятно, означает что на орбите звезды имеется как минимум одна экзопланета.

Эта методика используется космическим телескопом НАСА – Кеплер, что позволило ему стать самым успешным охотником за экзопланетами на сегодняшний день. На его счету более чем тысяча подтвержденных открытий и еще порядка нескольких сотен, которые ожидают подтверждения. В настоящее время разрабатываются миссии, которые будут использовать более усовершенствованные технологии, однако насколько больше они смогут рассказать нам о чужеродных планетных системах подобных нашей собственной?

Как заявляют в своей недавно опубликованной работе Маякл Хиппке (Michael Hippke) из Института анализа данных в Нойкирхен-Флуйн, Германии, и Даниэль Ангерхаусен (Daniel Angerhausen), исследователь из центра космических полетов НАСА в Гринбелте: “Многое. Будущие миссии помогут нам обнаруживать и исследовать не только экзопланеты, но и их многочисленные спутники, а также, вероятно, и крупные астероиды”. “Мы ожидаем, что поток открытий возможный благодаря использованию новых технологий будет огромен”, подчеркнул Ангерхаусен.

Учитывая успешность миссии Кеплер, представители как НАСА, так и Европейского космического агентства (ЕКА) работают над новыми космическими телескопами, такими как: TESS и Платон. Запуск первого планируется не позднее 2018 года, а его основной задачей на первые два года работы станет наблюдение за 200 000 ближайших звезд. Второй космический телескоп, как ожидается, начнет свою шестилетнюю миссию в 2024 году и будет искать экзопланеты вокруг примерно миллиона звезд.

Количество света, заблокированного транзитом планеты перед звездой позволяет астрономам рассчитать размеры экзопланеты, а промежутки между мини-затмениями говорят о периоде обращения. Дополнительные наблюдения за транзитами позволяют исключить ошибки, такие как: пятна на поверхности звезды, помехи детектора или прохождение перед звездой другой менее яркой звезды.

"TESS и Платон смогут обнаружить планеты примерно тех же размеров и находящиеся на таких же орбитах около своих звезд, что и Земля возле Солнца. Эти экзопланеты будут находиться в обитаемой зоне звезды, и они, вероятно, будут иметь воду на своей поверхности, что, как считается, является необходимым условием для развития жизни, в той форме в которой мы ее знаем", сказал Хиппке.
“Благодаря новым космическим телескопам мы сможем отыскать в бесконечном космическом пространстве миры подобные нашим Юпитеру или Сатурну, а также “увидеть” их спутники. Вероятно, мы не сможем сказать с полной уверенностью вращается там один крупный спутник или несколько мелких, но мы точно будем знать, что он там есть”, пояснил Ангерхаусен.

На сегодняшний день, кольца были обнаружены только у одной экзопланеты известной как J1407b. Система колец этой экзопланеты примерно в 200 больше, чем у Сатурна. Также в опубликованной статье упоминается возможность обнаружения так называемых троянских астероидов – астероидов, находящихся в точке Лагранжа – районе в котором гравитационное притяжение планеты уравновешивает гравитационное притяжение звезды. В нашей Солнечной системе такой район находится, например, вблизи Юпитера, где находится по крайней мере 6000 объектов.