Чёрная дыра

Астрономы были сильно удивлены обнаружив в относительно небольшой галактике огромную черную дыру (ЧД), масса которой составляет более 7 млрд солнц. Такая массивная черная дыра не соответствует размерам своей галактики, заявили ученые. Это открытие может привести к изменению актуальных на сегодняшний день моделей формирования галактик, добавили исследователи.

Астрономы изучили сверхмассивную черную дыру, известную как CID-947, используя телескоп обсерватории Кека на Гавайях, а также рентгеновские обсерватории Chandra и XMM-Newton. Эта черная дыра, относится к крупнейшим из когда-либо обнаруженных, она сформировалась в ранней Вселенной около 11,7 млрд лет назад – то есть спустя два миллиарда лет после Большого Взрыва. Очень быстрое движение газа вблизи черной дыры показывает, что она имеет очень высокую массу – эквивалентную примерно 7 млрд солнц.

Открытие было весьма неожиданным. “Наше исследование было нацелено на наблюдение обычных объектов, если можно так говорить о черных дырах, но в итоге мы обнаружили нечто экзотическое”, говорит в своем заявлении соавтор исследования С. Меган Урри из Йельского университета. “Наша работа была предназначена для исследования средних по размеру ЧД, которые имеются в типичных галактиках, и для нас было шоком обнаружить гигантскую черную дыру такую как CID-947”. Тем не менее, исследователей больше удивили не размеры самой черной дыры, а размеры галактики в которой она располагается.

“Согласно измерениям масса галактики является типичной на сегодняшний день”, отметил ведущий автор исследования, Бенни Трахтенброт, астрофизик из института в Цюрихе. “То есть у нас есть гигантская черная дыра располагающаяся в галактике нормального размера”.

Большинство галактик, включая Млечный Путь, обладают сверхмассивными ЧД с массой в диапазоне от млн до млрд масс Солнца. Известные на сегодняшний момент сверхмассивные черные дыры составляют лишь 0,2-0,5 процента от массы их галактик – гораздо меньше, чем CID-947.

“Черная дыра CID-947 составляет примерно одну десятую массы хозяина”, сказал Трахтенброт. Результат был настолько неожиданным, что астрономы попросили своих коллег перепроверить результаты исследований.

Современные модели формирования галактик предполагают, что галактики и их сверхмассивные черные дыры эволюционируют синхронно, то есть растут с одинаковой скоростью. Тем не менее, CID-947 не подпадает под это правило, и растет гораздо быстрее, чем предсказали бы ученые. Кроме того, исследователи обнаружили, что, хотя черная дыра уже достигла конца своего роста, звездообраование в галактике наблюдается до сих пор, что также противоречит предыдущим исследованиям.

В дальнейшем Трахтенброт и его коллеги хотят проанализировать более древние сверхмассивные черные дыры, чтобы узнать больше об их взаимодействии со своими галактиками.