Мультизвёздная система

Планеты, на небе которых имеется четыре солнца могут быть более распространенным, чем считалось ранее, предполагает новое исследование.

Астрономы заметили четвертую звезду в планетной системе известной как 30 Ari, в результате чего количество планетных систем, имеющих четыре солнца увеличилось до двух. Первой планетой, обнаруженной в подобной системе является PH1b или Kepler-64b, которая была обнаружена в 2012 году. К многочисленным двух- и трехзвездным экзопланетам теперь добавились и четырехзвездные.

“Звездные системы в нашей Вселенной представлены в разнообразных формах. Там может быть одна звезда, двойные звезды, тройные звезды, и даже звездные системы с пятью звездами”, отметил ведущий автор работы, Льюис Робертс. “Вселенная создает поистине удивительные инопланетные миры”, добавил он.

30 Ari располагается почти в 136 световых годах от нас в созвездии Овна. Астрофизики обнаружили гигантскую планету в этой системе в 2009 году. Инопланетный мир приблизительно в десять раз больше нашего Юпитера и год на нем длится около 355 земных суток. Вторая пара звезд данной системы удалена приблизительно на 1670 астрономических единиц от первой.

Робертс и его коллеги использовали новый телескоп «Robo-АО», в котором используется адаптивная оптика способная сглаживать неточности вызванные земной атмосферой. Телескоп находится в Паломаре и каждую ночь сканирует космическое пространство в поисках инопланетных миров. Именно благодаря такому постоянному автоматическому поиску астрофизикам удалось обнаружить четвертую звезду совсем недалеко от главной звезды в системе 30 Ari.

Обнаруженная звезда совершает оборот вокруг главной за 80 лет, и располагается на расстоянии всего 22 а.е., однако, кажется, что такое близкое соседство абсолютно не влияет на орбиту экзопланеты. Это весьма интересный факт, который потребует дополнительного изучения, для объяснения исследователями.

Теоретически днем в небе гигантской планеты, невооруженным глазом, можно было бы увидеть одно небольшое солнце и два больших, более ярких. При использовании достаточно мощного телескопа, можно было бы наблюдать двойную звездную систему.

В последние годы открытие планет с несколькими солнцами происходит довольно часто и в будущем их количество будет только возрастать. Вероятнее всего большая часть звездных систем в нашей Вселенной содержит две и более звезд.

“Около пяти процентов звезд солнечного типа располагаются в четырехзвездных системах”, добавил соавтор исследования Андрей Токовинин.

Работа была опубликована в Астрономическом журнале.