Столкновение звёзд

Иллюстрация выше показывает VFTS 352 – самую раскаленную и наиболее массивную из известных на данный момент двойную звезду в которой оба компонента располагаются настолько близко, что уже начали поглощать друг друга. Драматической развязкой такого взаимодействия будет либо формирование одной, колоссальных размеров звезды, в следствии чего произойдет длительный гамма-всплеск, либо формирование двойной черной дыры. Двойная черная дыра, к слову, будет мощным источником гравитационных волн. Новая пара молодых звезд представляет из себя одно из самых необычных и интригующих открытий за последние несколько лет.

Двойная звездная система VFTS352 удалена от нас более чем на сто пятьдесят тысяч световых лет и располагается в туманности Тарантул. Эта область является наиболее активным производителем молодых звезд в ближайшей Вселенной и поэтому она постоянно находится под неустанным взором телескопов Европейской Южной Обсерватории.

VFTS352 образована двумя довольно горячими, яркими и массивными звездами, которые совершают один оборот вокруг общего центра немногим более чем за одни сутки. Центры звезд разделены всего двенадцатью миллионами километров (7,7 млн миль). На самом деле звезды настолько близки, что между ними сформировался своеобразный “канал”, по которому материал от одной звезды переходит к другой. Общая масса звезд системы VFTS352 приблизительно в 58 раз больше, чем масса нашего Солнца, а температура поверхности в некоторых местах достигает умопомрачительных сорока тысяч градусов по Цельсию.

Такие необычные звезды, подобные VFTS352, выполняют основную роль в развитии галактик и, как предполагают ученые, являются основными производителями весьма важных элементов, таких как, например, кислород. Напомним, что во Вселенной существует также еще один тип двойных звездных систем, в которых одна из звезд (меньшая) подобно “вампиру” питается своим более массивным соседом. Несмотря на это в случае с VFTS352 обе звезды имеют почти одинаковый размер. Таким образом материал не поглощается одним из компаньонов, а перетекает от одной звезды к другой и наоборот.

Такой тип звездной системы очень редко встречался астрофизикам ранее, поскольку в этой фазе звезды существуют относительно недолго, в следствии чего их довольно трудно обнаружить. Учитывая то, что звезды находятся довольно близко, астрофизики думают, что в их недрах происходит непрерывное, постоянно усиливающееся смешивание материала.

“VFTS 352 является наилучшим образцом для изучения процессов смешивания материала в недрах двойных звезд” сказал ведущий автор исследования Леонард А. Алмеида. “Это весьма увлекательное и очень важное открытие” заключил он.