Аккреционный диск

Одна в огромном космическом пространстве, удалённая от любого известного небесного объекта, молодая и весьма странная звезда переживает бурный процесс роста.

Необычный объект, известный как CX330, был впервые идентифицирован как источник рентгеновского излучения в 2009 году космическим телескопом Чандра (НАСА), во время его исследований центральной выпуклости Млечного Пути. Дальнейшие наблюдения показали, что этот объект также излучает и в видимом диапазоне. К сожалению, на тот момент, эти данные не позволили учёным понять, что за объект они обнаружили.

Однако, когда Крис Бритт (Chris Britt), исследователь из Техасского университета в Лаббоке, и его коллеги изучали инфракрасные изображения того же района, полученные телескопом WISE (НАСА), они поняли, что этот объект окружён слоем тёплой пыли, которая, вероятно, была разогрета неким выбросом энергии.

Сравнивая данные WISE за 2010 год с данными космического телескопа Спитцер за 2007 год, исследователи установили, что CX330 – это вероятно, молодая звезда, которая на протяжении нескольких лет непрерывно увеличивалась в размерах. На самом деле, за три года наблюдений, яркость объекта увеличилась в несколько сотен раз.

Астрономы использовали данные об объекте, полученные несколькими другими телескопами, включая Гигантский Магелланов Телескоп и телескопы Gemini. Они также использовали телескоп OGLE-IV (Лас-Кампанас) для измерения интенсивности света, излучаемого CX330. Объединив все эти данные перед учёными открылась более ясная картина.

“Мы рассматривали различные варианты, но наиболее вероятным нам показался вариант быстрорастущей молодой звезды”, сказал Бритт – ведущий автор исследования, недавно опубликованного в Еженедельных Заметках Королевского астрономического общества.

Звезда CX330

Одинокая звезда

Обнаруженная учёными одинокая звезда имеет некоторое сходство с FU Ориона – молодой звездой, которая также резко увеличилась в размерах. Однако CX330 является более компактной, горячей и, вероятно, более массивной, чем FU Ориона, или, чем другие подобные объекты, известные на сегодняшний день. На самом деле, вполне возможно, что все звёзды проходят через такой драматический этап развития в начале своей жизни. Однако эти этапы слишком коротки по космическим меркам, чтобы исследователи могли наблюдать их постоянно.

Главной загадкой вновь обнаруженной звезды является то, что она находится в космическом пространстве в гордом одиночестве. Молодые звёзды, как правило, во время своего формирования “питаются” окружающим их газом и пылью, которые в достаточном количестве содержатся в областях звездообразования. Однако ближайшая к CX330 область образования звёзд находится более чем в тысячи световых лет.

Как CX330 стала настолько изолированной? Согласно одной из теорий предполагается, что звезда первоначально сформировалась в регионе звездообразования, однако затем была выброшена в космическое пространство.

Последний раз CX330 наблюдалась в августе 2015 года, и она всё ещё увеличивалась в размерах. Астрономы планируют продолжить изучение объекта, в том числе используя новые телескопы, которые могли бы изучить его на других длинах волн.