Горячий Юпитер

Астрономы обнаружили так называемый горячий юпитер – экзопланету около далёкой звезды того же типа, что и Солнце, которая находится примерно в 1800 световых годах от Земли. Вновь открытая планета, получившая название EPIC 220504338b, была найдена в ходе дополнительной миссии К2 (НАСА). Полученные результаты представлены в статье, опубликованной 23 ноября на сайте arXivOrg.

Впервые EPIC 220504338b была замечена, как кандидат в планеты, космическим аппаратом Кеплер в середине 2016 года. Для того, чтобы подтвердить, что это действительно планета, команда исследователей во главе с Нестором Эспинозой (Nestor Espinoza) из Папского Католического университета (Чили) провели последующие наблюдения с использованием комплекса из четырёх спектрографов ECHELLE находящихся в Европейской Южной Обсерватории (Ла-Силла, Чили). Последние наблюдения были проведены в августе и ноябре 2016 года.

Проведённые спектроскопические наблюдения позволили команде выполнить радиальные измерения скорости, подтвердившие факт того, что EPIC 220504338b является плотным горячим юпитером, вращающимся около звезды аналогичной Солнцу. К тому же исследователи смогли измерить начальные звёздные параметры родительской звезды.

Горячие юпитеры, такие как EPIC 220504338b, являются гигантскими газовыми планетами, которые по своим свойствам аналогичны самой большой планете Солнечной системы, однако орбитальный период таких планет не превышает 10 дней. Они имеют довольно высокую температуру поверхности, поскольку вращаются вокруг их родительских звёзд на очень близком расстоянии.

Согласно исследованию, радиус EPIC 220504338b приблизительно на 10 процентов меньше, чем радиус Юпитера, а масса – примерно на 30 процентов больше. Один оборот вокруг своей 6-миллиардной звезды экзомир совершает всего за 5,8 дня. Следует отметить, что с плотностью почти 2,1 г/см3 и средней температурой около 886 градусов Цельсия (1 160 Кельвина) планета является самым плотным горячим юпитером из известных на сегодняшний день. Исследователи объясняют такую массу и радиус планеты большим количеством тяжелых элементов, имеющихся на планете.

Наблюдения также помогли узнать основные параметры звезды EPIC 220504338. Как оказалось, эта звезда имеет ту же массу, что и Солнце, а её радиус составляет около 1,05 солнечного. Кроме того, она приблизительно на 23 процента более плотная, чем наша звезда. Тем не менее, металличность EPIC 220504338 выше солнечной. Таким образом, эта звезда была классифицирована как слегка обогащенный металлом солнечный аналог.