Чёрная дыра

Команда астрономов из университета Кембриджа обнаружила удивительную связь между сверхмассивной чёрной дырой и гигантской галактикой, в которой она находится: джеты, выбрасываемые чёрной дырой – которые обычно подавляют процессы звездообразования – в данном случае наоборот стимулируют выработку молекулярного газа в гало галактики, из которого в будущем будут формироваться новые звёзды. Научно-исследовательская работа, описывающая это открытие, была принята к публикации в Astrophysical Journal.

Названный в честь созвездия, в котором он находится, примерно в 5,7 миллиардах световых лет от Земли, кластер Феникса (SPT-CLJ2344-4243) представляет собой огромное скопление, включающее в себя около 1000 галактик.

В центре скопления находится массивная галактика, которая, как представляется, формирует от 500 до 800 звёзд солнечной массы в год.

Эта галактика таит в себе сверхмассивную чёрную дыру, которая находится в процессе поглощения газа, в результате чего из неё в межгалактическое пространство в двух противоположных направлениях вырывается пара мощных струй. Астрономы называют такого типа объекты активными галактическими ядрами (АГЯ).

Чёрная дыра в скоплении Феникса

Более ранние исследования, проводимые с использованием космической обсерватории Чандра показали, что эти джеты формируют огромные полости вокруг галактики. Эти расширяющиеся пузыри должны иметь условия, которые являются абсолютно непригодными для формирования новых звёзд.

Новые наблюдения ALMA, однако, показывают наличие огромного количества холодного молекулярного газа около внешних краев этих пузырей. Причём эти области простираются на 82 000 световых лет с обеих сторон от АГЯ и содержат достаточно материала, чтобы сформировать около 10 миллиардов звёзд, аналогичных по массе нашему Солнцу.

“Благодаря ALMA мы увидели прямую связь между сверхмассивной чёрной дырой и формированием вещества, являющемся топливом для новых звёзд”, говорит ведущий автор исследования доктор Хелен Рассел (Helen Russell), из Кембриджского университета. “Это даёт нам новое понимание того, как именно чёрные дыры могут поддерживать процессы звездообразования”.