года

Экзопланета 55 Cancri e может иметь толстую землеподобную атмосферу

Экзопланета 55 Cancri e

Эта иллюстрация показывает нам экзопланету 55 Cancri e около солнцеподобной звезды. Права: NASA/JPL-Caltech.

Согласно новому исследованию, проведённому астрономами из нескольких университетов (JPL, Caltech, и Университета штата Калифорния), горячая, скалистая экзопланета, известная как 55 Cancri e, обладает атмосферой, более толстой, чем земная, и, возможно, состоит из аналогичных элементов.

55 Cancri e – одна из пяти планет, вращающихся около солнцеподобной звезды 55 Cancri A, которая находится на расстоянии 40 световых лет от Земли, и видна даже невооруженным глазом в созвездии Рака.

Обнаруженная в 2004 году, эта планета имеет радиус вдвое больший земного, а её масса в 8 раз больше массы нашей родной планеты.

55 Cancri e вращается вокруг звезды-хозяина на расстоянии около 0,015 а.е. – приблизительно в 25 раз ближе, чем Меркурий к нашему Солнцу – а на один оборот ей требуется порядка 18 часов.

Кроме того, планета приливно заблокирована – это означает, что она не вращается вокруг своей оси, как это делает Земля, вместо этого там имеется “дневная” и “ночная” стороны.

Основываясь на исследовании 2016 года с использованием данных космического телескопа Спитцер (НАСА), астрономы предположили, что расплавленная порода свободно перемещается на дневной стороне планеты и отвердевает на ночной.

Алмазная планета. Посмотреть в облаке.

Более глубокий анализ тех же данных, собранных Спитцером показал, что 55 Cancri e, вероятно, обладает атмосферой, элементы которой могут быть аналогичны тем, что находятся в атмосфере Земли.

Используя улучшенную модель распределения тепла на планете, доктор Ренуй Ху (Renyu Hu) и доктор Изабель Анджело (Isabel Angelo) из JPL и Калифорнийский университет в Беркли предположили, что ночная сторона планеты не такая горячая, как считалось ранее.

“Холодная” сторона 55 Cancri e по-прежнему довольно горяча по земным стандартам. В среднем её температура составляет 1300-1400 градусов Цельсия (от 2400 до 2600 градусов по Фаренгейту), а температура горячей стороны держится в районе 2300 градусов Цельсия (4 200 градусов по Фаренгейту).

Если бы у планеты не было атмосферы, то разница между горячей и холодной сторонами была бы значительно выше.

“Атмосфера этой загадочной планеты может содержать молекулы азота, воды и даже кислорода – которые, как известно, имеются в земной атмосфере, но при гораздо более высоких температурах”, отметили авторы. “Предполагая, что 55 Cancri e – это скалистая экзопланета, то её плотность должна быть аналогична земной ”.

Результаты исследования будут опубликованы в Astronomical Journal (препринт arXiv.org).